Январь 2021 года характеризовался достаточно предсказуемым «затишьем» по числу сбоев, которые укладываются в рамки среднемесячных значений1 (см. табл. 1). Исключение составила только одна ветка — ЛюблиноДмитровская — два сбоя за месяц. На Калужско-Рижской, Сокольнической и Таганско-Краснопресненской зарегистрировано по одному сбою за январь.
В феврале 2021 года с учетом выхода экономически активного населения на работу увеличивается нагрузка на линии и возрастает аварийная динамика: Калужско-Рижская и Таганско-Красноспресненская линии дают три сбоя в месяц, Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская, Люблино-Дмитровская линии — два сбоя.
Тревожной тенденции становится увеличение количества сбоев на Калужско-Рижской линии, которая по своим месячным значениям подтягивается к проблемной «фиолетовой ветке». Возможно, это частично связано с закрытием еще в августе 2020 года станции «Рижская» и работами на БКЛ, а также переходом на измененный график движения поездов, в соответствии с которым поезд проезжает без остановки одну станцию.
В марте 2021 года ситуация на Калужско-Рижской линии меняется в лучшую сторону — отмечен только один сбой. Зато возрастает аварийная динамика на Арбатско-Покровской линии — два инцидента за месяц. На Серпуховско-Тимирязевской линии в марте также зарегистрировано два сбоя.
Однако в апреле 2021 года, ситуация на Калужско-Рижской линии опять ухудшается и число сбоев вновь равняется трем как и в феврале месяце. Это свидетельствует о накопленных технических нерешенных проблемах в предыдущие месяцы, и о том, что необходимо проводить ряд внеплановых проверок тоннелей и инфраструктуры. Зато Таганско-Краснопресненская ветка демонстрирует позитивное улучшение — один сбой за апрель 2021 года. Также в апреле 2021 года Замоскворецкая линия отмечена всего двумя инцидентами.
Общий вывод: «проблемные» ветки метро по-прежнему функционируют на пределе своих возможностей и, зачастую не всегда справляются с наплывом пассажиропотока даже с учетом его относительного снижения изза короновирусной инфекции и переводом работников на дистанционную работу. В связи с частичной отменой «антиковидных» ограничений московское метро неизменно остается основным и единственным оптимальным видом транспорта. Вследствие этого необходимо срочно разработать детальный план оперативно-предупредительных мероприятий: провести внеплановое обследование отдельных тоннелей и участков рельсового полотна проблемных линий, сделать дополнительную диагностику отдельных механизмов инфраструктуры (запирающих устройств, кабелей, стыковочных швов). Отдельно стоит вопрос о предотвращении «нахождения» на пути зацеперов и нетрезвых пассажиров. Необходимо полное оснащение платформ камерами с распознаванием лиц и оперативным реагированием на внештатные ситуации со стороны службы безопасности метро и работников полиции.