Ведение деятельности на конкурентном рынке всегда несло в себе множество рисков для предприятий и предпринимателей. Экономическая ситуация в стране и мире, стабильность которых серьезно пошатнулась после пандемии Covid-19, побуждает предпринимателей регулярно проводить анализ своей деятельности, в частности анализировать риски и разрабатывать систему по их управлению. Правильное управление рисками влияет на финансовое положение компании, ее инвестиционную привлекательность и репутацию. Кроме того, прибыльность и рентабельность коммерческой организации во многом зависит от мер по снижению рисков в коммерческой деятельности. В то же время ошибки в риск-менеджменте могут вызвать трудности в реализации продукции, сокращению платежеспособности, ликвидности, ухудшению финансового положения компании.
В процессе максимизации прибыли любой коммерческий предприниматель рискует столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, потерей доходов, порчей имущества и другими негативными для бизнеса событиями. Причины подобных событий могут быть абсолютно разными — от колебаний валют на международном рынке до природных катаклизмов. В связи с этим, крайне необходимо уметь оценивать риск, предвидеть его и снижать до минимума отрицательные последствия. При широком разнообразии факторов риска для бизнеса используются различные методы снижения его уровня. По общей практике данные методы разделяют на 4 типа [1]:
— уклонение от риска;
— локализация риска;
— распределение риска;
— компенсация риска.
Рассмотрим каждый из методов подробнее.
Самый широко используемый метод, которым пользуются предприниматели, — это метод уклонения от риска. В данном случае лица, принимающие решение, предпочитают не работать с партнерами и контрагентами, не доказавшими свою надежность. Руководители, придерживающиеся данного типа снижения риска, редко расширяют список своих партнеров, предпочитают отказываться от инновационных проектов. С целью уклонения также производится перенос рисков на третье лицо — вовлечение гарантов [1]. Страхование вероятных потерь повышает степень ответственности руководителей, принуждая их всерьез не относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные меры в соответствии со страховым контрактом. Но не стоит забывать о том, что страхование не всегда является легко реализуемым методом, так как, например, при освоении новых технологий компанией страховые фирмы не имеют достаточной статистической информации для оказания страховых услуг. При нестрахуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.