От правильной организации логистических процессов зависит успех функционирования любого предприятия и отрасли в целом. Транспорт обеспечивает перевозку материалов, сырья, снабжает населенные пункты с разным количеством населения потребительскими товарами и предметами первой необходимости. Сельскохозяйственные организации и оптовые дистрибьюторы нуждаются в точно настроенной системе транспортной логистики, так как от этого напрямую зависит уровень продаж, а значит, и уровень получаемой прибыли.
Роль логистики в функционировании сельскохозяйственных производителей рассматриваются в работах А.Л. Носова, А.И. Алтухова, А.М. Рахманова, О.В. Дедовой [11–14].
Показатели удельного веса продаж продукции сельскохозяйственными организациями оптовым дистрибьюторам свидетельствуют о высоком уровне их взаимодействия и делают необходимым построение логистической системы между ними и конечным потребителем (табл. 1).
По данным Федеральной службы государственной статистики, перерабатывающим организациям и организациям оптовой дистрибуции сельскохозяйственные производители за 2019–2020 гг. реализовывали 85–95% произведенного. Однако для организации успешного сбыта оптовым дистрибьюторам необходимо построение логистики, наилучшим образом удовлетворяющей потребности всех сторон взаимодействия.
Под логистикой принято понимать процесс планирования, управления и контроля за совокупностью движения материальных, информационных и финансовых ресурсов. Выделяют несколько видов логистики: транспортную, закупочную, логистику запасов, информационную, производственную, распределительную, складскую и таможенную логистику.
Рассматриваемая нами транспортная логистика в региональной оптовой дистрибуции заключается в построении оптимального маршрута и последующего контроля за движением товара. При этом перемещение возможно с применением различных способов: автомобильных, железнодорожных, водных, авиационных, контейнерных перевозок.
Несмотря на то что способы транспортировки могут существенно различаться, неизменным остается факт осуществления нормативно-правового регулирования при любом виде перемещения. Государственный контроль данной сферы необходим для установления прав и обязанностей сторон — участников договора.