По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методы предотвращения электроэрозионных повреждений энергетического оборудования

В. М. Курмакаев ведущий инженер отдела электромагнитных исследований и разработки, фирма «ЮВТЕК»

На действующем оборудовании необходимо выполнять мероприятия, которые направлены на повышение надежности эксплуатации в части предотвращения электроэрозионных повреждений.

Литература:

1. John M. Vance, Alan B. Palazzolo, Fouad Y. Zeidan, Department of Mechanical Engineering Texas A&M «Electric shaft currents in turbomachinery». Proceedings of the sixteenth turbomachinery symposium.

2. Вол А. А., Домбровский В. В., Сафонов Л. П., Хуторецкий Г. М. Влияние электрических явлений в тепломеханической части ТЭС и АЭС на надежность энергооборудования // Энергетическое машиностроение. – Выпуск № 13, серия 3. – М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1990.

3. Грудинский П. Г. Паразитные токи на валах и в подшипниках турбогенераторов // Электрические станции. – 1934. – № 12.

4. Грудинский П. Г., Лизунов Д. В. Зарядка роторов турбогенераторов паром // Электрические станции. – 1935. – № 6.

5. Поляк Н. А. Повреждения и неисправности паротурбинного генератора, связанные с работой всего турбоагрегата. – ГЭИ, М., Л., 1940.

6. Adler L. Возникновение и избежание подшипниковых токов. – Е. и М., 1910.

7. Walker. Проблемы электрических машин. – Лондон, 1929.

8. Розенберг С. Ш., Сафонов Л. П., Хоменок Л. А. Исследование мощных паровых турбин на электростанциях. – М.: Энергоатомиздат, 1994.

9. Поздышев А. А., Рабенко В. С., Мошкарин А. В. Особенности повреждений стареющего парка паровых турбин // Энергосбережение и водоподготовка. – 2004. – № 4.

10. Информационное письмо № 1Т.578.00, «Об электроэрозионных повреждениях подшипников турбин К-300–240 ЛМЗ», 1986 г. Ленэнергоремонт.

11. Информационное письмо № 510–139 «Об электроэрозионном повреждении подшипников турбоагрегатов», 1984 г. Завод – изготовитель турбин – ЛМЗ.

12. Эксплуатационный циркуляр Ц-05–88 (Э) «О предотвращении электроэрозии турбоагрегатов», 1988 г. Министерство энергетики и электрификации СССР.

13. Трухний А. Д., Клименко В. В. Основы современной энергетики. Под общей ред. Е. В. Аметистова. – Часть 1. Современная теплоэнергетика. – М.: Изд-во МЭИ, 2002. – 368 с.

Под электроэрозионными повреждениями понимаются повреждения, вызванные переносом материала с поверхностей деталей различного оборудования под действием электрического тока, проходящего через зону контакта этих деталей (непосредственного или скользящего контакта через промежуточную среду).

Электроэрозионные повреждения свойственны в той или иной степени всем вращающимся электрическим машинам (двигатели, генераторы) и сочлененному с ними оборудованию (турбины, насосы и т. п.). Также эта проблема становится актуальной и для крупных паровых и газовых турбин, приводных двигателей, компрессоров, которые не имеют заземления вала или эксплуатируются в течение 10–12 лет и более в условиях воздействия магнитного поля земли и полей электрического оборудования на электрических станциях и промышленных предприятиях [1, 2].

Проблема электроэрозионных повреждений энерговырабатывающего оборудования возникла в начале ХХ в. с появлением достаточно мощных турбоагрегатов (15–30 МВт).

Работы и исследования, проведенные современниками в нашей стране [3–5] и за рубежом [6, 7], показали, что причиной повреждений являются паразитные напряжения на валах турбины и генератора. Данное напряжение создает роторные токи, протекающие между узлами турбоагрегата, вызывая при этом их электроэрозионный износ.

Основными узлами в турбоагрегате, подверженными электроэрозионным повреждениям, являются: баббитовая заливка вкладышей подшипников; поверхность разъемов подшипников, диафрагм, цилиндров; поверхности шеек валов; зеркала полумуфт; взаимно соприкасающиеся детали регулятора турбины [8].

Комплекс мероприятий по предотвращению электроэрозионных разрушений, выработанный в 1-й половине ХХ в., казалось бы, устранил данную проблему. Однако эти мероприятия касались турбин и генераторов того времени: мощность 15–30 МВт; небольшие расходы и низкие параметры рабочего пара (давление и температура); небольшие диаметры роторов и соответственно их невысокая линейная скорость; небольшие коэффициенты линейного расширения; магнитные коэффициенты конструкционных материалов турбины (магнитная проницаемость, коэрцитивная сила); особенности конструкции, применяемые в тот период; невысокий удельный коэффициент электромагнитных нагрузок в генераторах.

Для Цитирования:
В. М. Курмакаев, Методы предотвращения электроэрозионных повреждений энергетического оборудования. Электроцех. 2013;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: