Эффективным методом в повышении ресурса и износостойкости узлов трения в машинах АПК является обеспечение на деталях ремонтно-восстановительных антифрикционных покрытий триботехническими методами. Апробированные с 1942 г. эти методы при обслуживании машин позволяют до 2–3 раз увеличить межремонтный срок службы агрегатов, на 5–20 % уменьшить расход топлива, до 30 % — эксплуатационные затраты [1–3].
Введение в масла агрегатов химически активных веществ, суспензий частиц природных и искусственных минералов, создающих антиизносные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, технически и экономически оправданно с рентабельностью 500–800 % [1–3].
В этом направлении в РФ и за рубежом развивается инновационный «безразборный технический сервис» —повышениеработоспособности и ресурса агрегатов самоходных машин введением в их смазки специальных веществ и электрических зарядов [1–5].
Эти приемы, как часть системы сервиса машин в АПК, отвечают всем периодам их жизненного цикла и могут включать приработку, диагностирование, ввод профилактических составов, химмотологический тюнинг, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, а главное — восстановление работоспособности изношенных неаварийных узлов ремонтно-восстановительными составами [1–3]. В условиях спада экономики такой сервис для АПК актуален, а для его реализации имеются все возможности [1–3]. При незначительных суммарных затратах на трибообработку (менее 1 % эксплуатационных) ее регулярное и квалифицированное проведение существенно повышает надежность, экономичность и безопасность эксплуатации изношенной техники. Поэтому безразборный сервис с экспресс-контролем масел по «капельной пробе» должен стать в АПК регламентным. Для этого в НТД на эксплуатацию машин необходимо включать: обкатку приработочными составами; в предремонтной эксплуатации — профилактику мягкими составами; при выработке ресурса — восстановительную обработку; после ремонта — обкатку притирочными составами с заменой профилактическими. Во всем периоде эксплуатации машин целесообразен ввод в масла агрегатов электрических зарядов постоянным током из системы электрооборудования машин [4].