Для финансового благополучия хозяйствующих субъектов сферы транспорта особую роль играет высокая техническая готовность подвижного состава (ПС). Данная задача особо остро стоит для тех предприятий, у которых возраст парка превышает 10 и более лет. Практика эксплуатации автотранспорта показывает, что в себестоимости перевозок доля затрат на текущий ремонт составляет от 15 до 25% в зависимости от возраста ПС. Качество ремонтных воздействий и затраты на них существенно зависят от качества и цены применяемых запасных частей.
Высокий спрос обусловил интенсивный рост производства запчастей, продажу которых превратил в высокорентабельный вид бизнеса. На рынке, наряду с известными производителями, появилось множество новых неизвестных фирм, преимущественно из сферы малого бизнеса. На сегодняшний день на всех сегментах рынка наблюдается превышение предложения над спросом, сильная конкуренция между продавцами запасных частей. Для преуспевания в конкурентной борьбе отдельные нечестные на руки предприниматели занимаются изготовлением и реализацией низкокачественных «серых» запасных частей, которые не соответствуют требованиям нормативно-технической документации на их изготовление, не имеют сертификатов соответствия. Опросы агентства «Автостат» показывают, что в 2024 г. 37% из 2 тысяч опрошенных владельцев транспортных средств отметили, что они столкнулись контрафактными запасными частями, в 2023 г. таковых было меньше — 27%. Причем более половины из них (53%) контрафактные запчасти приобретали в официально в магазинах автозапчастей и интернет-магазинах (45%) [1].
Условия изготовления запасных частей у разных производителей сильно различаются, что сказывается, во-первых, на уровне качества, во-вторых, в цене. Правда, цена несколько нивелируется рыночной конкуренцией. На рынке создалась такая ситуация, когда нет ясного ранжирования запасных частей по цене и качеству. Сплошь и рядом детали, изготовленные из разных материалов, по разной технологии, имеют одинаковую или близкую цену. Применение разных материалов, технологий по отношению одному и тому же изделию и теоретически, и практически не могут обеспечить одинаковый уровень его качества. При низком уровне качества запасных частей у автомобилей уменьшается наработка на отказ, увеличивается простои в текущем ремонте, предприятие несет финансовые потери, теряет конкурентные позиции на рынке. Низкое качество узлов и деталей автомобиля могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий. Поэтому выбор конкурентоспособных запасных частей является важной частью стратегии повышения конкурентоспособности автотранспортных предприятий.