Железнодорожный транспорт — один из видов транспорта, наиболее приспособленных к массовым перевозкам. При всех положительных факторах для этого вида транспорта существует высокая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС). Поэтому предупреждение и ликвидация ЧС на железнодорожном транспорте является одним из важнейших вопросов.
Сеть мобильной сотовой связи является самым востребованным и общедоступным видом связи. Для организации сетей подвижной радиосвязи на железнодорожном транспорте часто используется сеть общего пользования операторов мобильной связи. В условиях возникновения ЧС, поражающей определенную территорию и сегмент транспортной инфраструктуры, покрытие, пропускная способность и живучесть сети в данном районе жизненно необходимы для ликвидации последствий: координации действий спецслужб, спасения людей, проведения спасательных мероприятий и др.
Живучесть сети является одним из важнейших аспектов надежности услуг связи. При возникновении ЧС сеть подвижной радиосвязи должна восстанавливать свои функции как можно быстрее. Задача живучести — предоставление услуг в случае неисправностей или сбоев системы, а также возможность полного своевременного восстановления при отказе [1]. В условиях ЧС могут возникнуть две основные проблемы, влияющие на доступность и устойчивость связи: перегрузки и пропадание связи.
Как правило, перегрузки возникают из-за большого количества запросов абонентов на соединение за один период времени в пределах одной соты. Пропадание связи в первую очередь связано с поражающими факторами, приводящими к неработоспособности элементов сети.
Рассмотрим ряд методов, способных влиять на доступность, устойчивость и, как следствие, на живучесть работы сетей сотовой связи в условиях ЧС.
Перегрузки в сетях. Отказы из-за перегрузок возникают, когда не хватает свободных каналов передатчика базовой станции соты TRX (transmitter/receiver — «приемопередатчик»). Как правило, в густонаселенных районах, а также в районах крупных транспортных узлов каждая базовая станция сотовой сети оснащается несколькими передатчиками (от 2 до 12), каждый из которых может обслуживать до 8 каналов в режиме FR (Full — Rate — режим использования всей емкости слота) и до 16 в режиме HR (Half — Rate — режим, при котором емкость слота бьется пополам между двумя абонентами).