По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 781.2 DOI:10.33920/nik-02-2403-03

Методы исследования современной музыкальной культуры

Щеглова Татьяна Геннадьевна старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, musicaforever@rambler.ru, ORCID 0000-00002-8522-0648

В статье рассматриваются методы исследования процессов в современной музыкальной культуре. Новые тенденции в развитии переходного типа культуры несут в себе специфические черты, которые проявляют себя в необычных стилях и направлениях. В статье раскрываются особенности применения различных методов исследования для классификации процессов, проявляющихся в современной музыкальной культуре, рассматриваются общенаучные и специальные методы исследования, среди которых особое место занимают методы культурного моделирования и структурно-функциональный и структурно-типологический. Материал статьи будет полезен в рамках дисциплин «Теория и история музыки», «Теория культуры», «Музыкальная литература».

Литература:

1. Закс Л.А. О культурологическом подходе к музыке // Музыка. Культура. Человек. Свердловск: Изд-во Урал ун-та, 1988. — С. 9–44.

2. Костина А.В. Культурология: история, теория и методология культуры, М: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2019. — 322 с.

3. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1992. — 262 с.

4. Новиков А.М. Методология [Текст]: основания методологии, методология научного исследования, методология практической деятельности, введение в методологию художественной деятельности, методология учебной деятельности, введение в методологию игровой деятельности : учебно-методическое пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — Изд. 2-е, испр. — Москва : КРАСАНД, 2013. — 627 с.

5. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст]. — Москва: Музыка, 1968. — 103 с.

1. Zaks L.A. On the cultural approach to music // Music. Culture. Human. Sverdlovsk: Ural University Publishing House, 1988. — Pp. 9–44.

2. Kostina A.V. Culturology: history, theory and methodology of culture, M: Moscow University for the Humanities, 2019. — 322 p.

3. Medushevsky V. Intonation form of music. M.: Composer, 1992. — 262 p.

4. Novikov A.M. Methodology [Text]: foundations of methodology, methodology of scientific research, methodology of practical activity, introduction to the methodology of artistic activity, methodology of educational activity, introduction to the methodology of gaming activity: educational manual / A.M. Novikov, D.A. Novikov. — Ed. 2nd, rev. — Moscow: KRASAND, 2013. — 627 p.

5. Sokhor A.N. The aesthetic nature of the genre in music [Text]. — Moscow: Music, 1968. — 103 p.

Изменяющиеся условия функционирования музыкальных произведений, взаимопроникновение народного творчества и профессионального искусства, развитие музыкального языка — все это приводит к трансформации старых жанров и появлению новых. Трудности в классификации музыкальных стилей связаны c динамикой их развития. Очень часто, одно произведение могут отнести сразу к нескольким стилевым направлениям. Один и тот же жанр может оказаться в разных стилевых группах. При классификации направлений музыкального искусства мы прослеживаем, какие факторы являются решающим. Стилистические черты могут переплетаться, вызывая к жизни смешанные, пограничные процессы.

В целом методы исследования современной музыкальной культуры при всем их многообразии можно классифицировать с большой определенностью [4]. Прежде всего, это общенаучные методы — такие, как анализ и синтез, позволяющие разделять элементы на отдельные составляющие и совмещать их. Это эмпирический метод — метод накопления фактов, полученных опытным путем, а также логический метод, позволяющий проводить последовательный анализ явления и делать обоснованные выводы [3, c. 262].

Среди специальных методов — метод стилистического анализа, который позволяет анализировать и описывать стилистические особенности музыкальных жанров, изучая средства и приемы их музыкальной выразительности. Метод интертекстуальности помогает сравнивать одно произведение с другим, проводя анализ как стилевых изменений, так и анализ устойчивых жанровых элементов. Метод типологизации является одним из важнейших в процессах изучения культурных процессов. С его помощью все культурное многообразие упорядочивается и распределяется по группам, что помогает научному изучению их определенных свойств. В свою очередь, систематизированные группы можно изучать с помощью идеализированной модели или типа.

Необычайно важным является такой перспективный метод культурологического исследования, как метод культурного моделирования [2, c. 157]. Для самой специфики культурологического исследования характерно разнообразие теоретических и концептуальных подходов, которые возникают на стыке наук. Метод моделирования объединяет весь спектр научной информации гуманитарных, естественных и технических наук, и становится важным для понимания современной динамики культуры. Теория моделирования является одной из перспективных методик изучения такой сложноорганизованной системы, как культура. Теория моделирования способствует изучению развития наук, вступающих во взаимодействие, и является базовой познавательной парадигмой культурологии.

Для Цитирования:
Щеглова Татьяна Геннадьевна, Методы исследования современной музыкальной культуры. Ученый совет. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: