По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.37:159.9 DOI:10.33920/pol-01-2406-07

Методы исследования профессионального выгорания социального работника

Абрарова Зинира Фоатовна кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, е-mail: zini_ra@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6316-0277

Профессиональная деятельность специалиста социальной сферы играет важную роль в современном обществе. Социальный работник является ключевой фигурой в решении многих социальных проблем, таких как бедность, насилие в семье, бездомность, проблемы детей и многие другие. Основная цель социальной работы заключается в оказании помощи людям в трудной жизненной ситуации. Также актуальность исследования профессионального выгорания обусловлено спецификой деятельности социальных работников — постоянное общение с клиентами, имеющими трудную жизненную ситуацию, может способствовать формированию выгорания. При возникновении эмоционального и профессионального выгорания у социального работника формируется эмоциональная и поведенческая ригидность, что негативно сказывается на взаимодействии в диаде «клиент — социальный работник».

Литература:

1. Гринина Е.В. Опыт работы социальных работников в условиях кризиса: метод глубинного интервью / Е.В. Гринина, В.С. Черкашин // Вестник Томского государственного университета. 2017. С. 57–62.

2. Петрова Н.А. Опыт работы социальных работников в сфере защиты прав детей: метод глубинного интервью / Н.А. Петрова, А.А. Ефимова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2019. 19 (2). С. 97–102.

3. Guedes A., Mikton C. Examining determinants of vulnerable women’s high-risk status in intimate partner violence: a qualitative study from Brazil. 2016. BMJ open, 6 (4), e010053.

4. Griffith D.M., Mason M., Yonas M., Eng E., Jeffries V., Plihcik S., Parks B. Dismantling institutional racism: theory and action. American journal of community psychology. 2010. 45 (3-4), PP. 14–327.

5. Kubiak S.P., Arfken C.L. The experience of professional burnout for social workers providing services to clients with AIDS. Health & social work. 2003. 28 (2), PP. 87–95.

6. Marshall C., Rossman G.B. Designing qualitative research. Sage publications. 2014.

7. Maxwell J.A. Qualitative research design: An interactive approach. Sage publications. 1996.

8. Spradley J.P. The ethnographic interview. Holt, Rinehart and Winston. 1979.

1. Grinina E.V., Cherkashin V.S. Experience of social workers in crisis conditions: in-depth interview method // Bulletin of Tomsk State University. 2017. pp. 57–62.

2. Petrova N.A., Efimova A.A. Experience of social workers in the field of protecting children's rights: in-depth interview method // Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and Humanities. 2019. 19 (2), pp. 97–102.

3. Guedes A., Mikton C. Examining determinants of vulnerable women's high-risk status in intimate partner violence: a qualitative study from Brazil. 2016. BMJ open, 6 (4), e010053.

4. Griffith D.M., Mason M., Yonas M., Eng E., Jeffries V., Plihcik S., Parks B. Dismantling institutional racism: theory and action. American journal of community psychology. 2010. 45 (3-4), pp. 314–327.

5. Kubiak S.P., Arfken C.L. The experience of professional burnout for social workers providing services to clients with AIDS. Health & social work. 2003.28 (2). pp. 87–95.

6. Marshall C., Rossman G.B. Designing qualitative research. Sage publications.2014.

7. Maxwell J.A. Qualitative research design: An interactive approach. Sage publications. 1996.

8. Spradley J.P. The ethnographic interview. Holt, Rinehart and Winston. 1979.

Основными принципами профессиональной деятельности социального работника являются: индивидуальный подход к каждому клиенту, конфиденциальность, защита прав и интересов клиентов, сотрудничество с другими специалистами и организациями, постоянное развитие и повышение квалификации.

Типология профессиональной деятельности социального работника включает в себя индивидуальную работу с клиентами, работу в группе, коммуникацию с общественностью и участие в различных проектах.

Профессиональная карьера социального работника начинается с прохождения специального обучения и получения соответствующего образования. Дальнейшее развитие карьеры может зависеть от многих факторов, таких как опыт работы, квалификация, личные качества, а также от возможности прохождения дополнительных курсов и обучения.

Синдром профессионального выгорания является одним из факторов профессиональной деформации социального работника. Этот синдром может возникнуть вследствие длительного перегруза, эмоциональной и ментальной истощенности и отсутствия возможности восстановления сил и энергии.

Для того чтобы предотвратить синдром профессионального выгорания, социальный работник должен уметь эффективно управлять своим временем и эмоциями, находить время на отдых и занятие хобби, а также заботиться о своем физическом и психологическом здоровье.

Таким образом, профессиональная деятельность социального работника имеет большое значение в нашем обществе. Чтобы быть успешным в своей работе, необходимо уметь работать с людьми, проявлять эмпатию и сочувствие, постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и бороться с профессиональной деформацией.

В наше время профессиональное выгорание является одной из наиболее распространенных проблем в сфере социального обслуживания. Для того чтобы бороться с этой проблемой, необходимо проводить исследования, которые позволяют выявить причины и факторы, влияющие на развитие выгорания у социальных работников.

Исследование профессионального выгорания социального работника является важным направлением в сфере социального обслуживания.

Для Цитирования:
Абрарова Зинира Фоатовна, Методы исследования профессионального выгорания социального работника. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: