Первоочередной задачей системы экологической безопасности строительства и городского хозяйства является создание комфортной и безопасной внутрижилищной среды строящихся и эксплуатируемых зданий. Решение данной задачи возможно исключительно на принципах биосферной совместимости, способных обеспечить прогрессивное развитие людей и среды их жизнедеятельности [4].
Степень экологической безопасности зданий и сооружений определяется микроклиматом внутренней среды, световым режимом, уровнем шумов и вибраций, но, в первую очередь, интенсивностью ионизирующих излучений в них. Уже достаточно давно установлено, что основной вклад в годовую дозу радиоактивного облучения человека вносят естественные источники ионизирующего излучения, причем формирование этой величины большей частью происходит внутри зданий.
В радиологии основной физической величиной, определяющей величину облучения, является поглощенная доза – энергия любого вида излучения dE, поглощенная в единице массы любого вещества dm [3]:
Однако экспериментально установлено, что биологические эффекты существенно различны при одинаковых поглощенных дозах, если облучение живого организма вызвано излучениями с различной плотностью ионизации (линейной передачей энергии). Поэтому для оценки влияния типа излучения на величину радиационного ущерба введен коэффициент качества излучения k, принимающий значения от 1 для рентгеновского и γ-излучения до 20 для α-излучения. При малых дозах облучения (к которым относится облучение населения в зданиях и сооружениях) биологический эффект характеризуется эквивалентной эффективной дозой [3]:
единицей измерения которой является Зиверт (Зв).
Величина эффективной эквивалентной годовой дозы облучения в зданиях представляет собой сумму внешней Нвнеш и внутренней Нвнут составляющих:
Внешняя составляющая Нвнеш годовой дозы облучения формируется за счет γ-излучения радионуклидов, содержащихся в строительных материалах. Это излучение характеризуется временным и пространственным постоянством. Внутреннее облучение Нвнут обусловлено распадом короткоживущих дочерних продуктов распада (ДПР) радона в легочной ткани, его вклад превышает 85 % для помещений нижних этажей и 50 % – для верхних [2, 6]. Поступление радона в здания происходит из геологического пространства под зданием (нижний этаж) и выделением из строительных материалов.