Парк отечественных тракторов, комбайнов значительно израсходовал эксплуатационный ресурс, имеет пониженную наработку на отказ, частые ремонты и высокие затраты на эксплуатацию: до 50 млрд руб. в год. Инженерная служба с.-х. предприятий за годы перестройки значительно ослабла, большая часть работ по обслуживанию отечественных машин проводится силами самих владельцев техники, что обусловливает их низкое качество и частые отказы. В связи с этим требуются адаптированные методы и средства повышения надежности и ресурса машин, что коснется и импортной техники.
Эффективным методом в повышении ресурса узлов трения машин и оборудования является образование в них апробированных за 25-летие антифрикционных покрытий безразборными триботехническими методами [1]. Они позволяют в 2–3 раза увеличить межремонтный срок даже изношенных агрегатов, на 5–20 % уменьшить расход топлива, до 30 % — эксплуатационные затраты.
Инновационный безразборный технический сервис введением в масла химически активных веществ, суспензий частиц природных и искусственных минералов, создающих антиизносные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, существенно повышает надежность, экономичность и безопасность эксплуатации изношенной техники и рентабелен на 500–1200 % [1].
Безразборный сервис отвечает всем периодам жизненного цикла машин и включает приработку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, экспресс-контроль масел по «капельной пробе» при каждом виде ТО, химмотологический тюнинг, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, а главное — восстановление изношенных неаварийных узлов трения ремонтно-восстановительными трибосоставами [1]. Такой сервис в технической эксплуатации МТП АПК должен быть узаконен в соответствующей НТД.
Для реализации инновационных приемов обслуживания имеются все предпосылки [1]. Но для их регулярного и квалифицированного использования в НТД на эксплуатацию машин необходимо включать: обкатку приработочными составами; в предремонтной эксплуатации — профилактику мягкими составами; при выработке ресурса — восстановительную трибообработку; после ремонта — обкатку притирочными составами с заменой профилактическими.