Логистическая инфраструктура является одним из ключевых драйверов социально-экономического развития субъекта страны. Кроме этого, во многих работах подчеркивается ее роль как инструмента для решения коммерческих задач бизнес-структурами [1–3]. Увеличение уровня ее зрелости способствует повышению вариативности в принятии управленческих решений, качества оказываемых услуг, снижению издержек в сети распределения. При этом упрощаются процессы по поддержанию заданного уровня обслуживания.
Исходя из отсутствия общепринятого определения понятия «логистическая инфраструктура» в работе под данным термином будет пониматься совокупность объектов основных и обеспечивающих звеньев логистической системы, с помощью которых осуществляется процесс пространственно-временного движения и преобразования материальных и иных потоков с целью минимизации общих издержек и поддержания заданного уровня обслуживания.
Необходимо также отметить, что несмотря на значительное количество работ, связанных с построением и развитием региональной логистической инфраструктуры, вопрос разработки методологии ее развития является актуальным.
Ранее автором статьи была предложена модель системы управления макрологистической инфраструктурой региона, включающей внешнее управляющее воздействие, подсистему принятия решений (орган исполнительной власти), объект управления, диагностирующие и ретроспективные метрики [4, с. 44]. В данной модели под объектом управления понималась основная составляющая логистической инфраструктуры, включающая звенья складской и транспортной инфраструктур.
Для определения месторасположения объектов складской инфраструктуры и взаимоувязанной с ней транспортной инфраструктуры, а также определения их мощностей и типа товароносителя, в работе предлагается методологический подход, включающий несколько этапов (рис. 1).
В рамках предлагаемого методологического подхода на макроуровне логистическая инфраструктура рассматривается как функциональная подсистема логистической системы, обеспечивающая логистическую поддержку бизнеса в области товародвижения материальных и сопутствующих потоков, на микроуровне — поиск оптимального месторасположения объектов транспортной и складской инфраструктуры, их мощности и типа товароносителя.