В условиях все большей глобализации мирового хозяйства и достаточно жесткой регламентированности применяемых таможенных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в Российской Федерации (далее — РФ) важным вопросом является обеспечение эффективности регулирующего воздействия на отрасли национальной экономики.
Ключевым элементом системы государственного регулирования является таможенное регулирование. В данном контексте необходимо в первую очередь определить сущность самой эффективности, а также особенности ее оценки для органов государственной власти, к которым не применимы традиционные подходы, основанные на сопоставлении получаемых выгод с затраченными ресурсами.
Эффективность в общепризнанном понимании представляет собой экономическую категорию, которая отражает вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации [3, с. 117].
При этом эффективность рассчитывается как относительный показатель, позволяющий оценить степень реализации целей организации через систему различных соотношений. Для коммерческих предприятий эффективность определяется через соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов в виде заработанной прибыли. Для некоммерческих организаций, в том числе органов государственной власти, эффективность не может быть прямо рассчитана подобным образом. Поэтому для них она рассматривается с позиций обеспечения достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных и т. п. [2, с. 71].
То есть эффективность таможенного регулирования тесно связана с оптимизацией получаемых выгод (эффектов) при достижении цели — получении результата регулирования должного уровня с затрачиваемыми на это ресурсами (кадровыми, материальными, финансовыми, информационными, организационноправовыми).
Цели регулирования связаны в первую очередь с развитием промышленного производства в РФ, а также обеспечением экономической безопасности и устойчивости, что предполагает многогранную деятельность, отражающую эффективность таможенного регулирования и полезность его результатов для получателей.