По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методология повышения эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности

Гупанова Ю. Е. д-р экон наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, 140015, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр., д. 4, e-mail: vl-rfei@mail.ru

В статье раскрыта сущность эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, механизма и методов ее повышения в соответствии с интересами развития экономики и обеспечения национальной безопасности. При этом по результатам исследований автора определено содержание механизма повышения эффективности таможенного регулирования, обоснованы структура и этапы его реализации, предложены принципы применения методов и взаимодействия регулирующих органов в данном механизме.

Литература:

1. Гупанова Ю. Е. Роль повышения качества таможенного регулирования в развитии национальной экономики // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2020. — № 4. — С. 22–27.

2. Давыдянц Д. Е., Давыдянц Н. А. Эффект и эффективность предприятия: оценка, анализ, пути повышения: Монография. — Ставрополь: АРГУС, 2005. — 505 с.

3. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 402 с.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 480 с.

В условиях все большей глобализации мирового хозяйства и достаточно жесткой регламентированности применяемых таможенных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в Российской Федерации (далее — РФ) важным вопросом является обеспечение эффективности регулирующего воздействия на отрасли национальной экономики.

Ключевым элементом системы государственного регулирования является таможенное регулирование. В данном контексте необходимо в первую очередь определить сущность самой эффективности, а также особенности ее оценки для органов государственной власти, к которым не применимы традиционные подходы, основанные на сопоставлении получаемых выгод с затраченными ресурсами.

Эффективность в общепризнанном понимании представляет собой экономическую категорию, которая отражает вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации [3, с. 117].

При этом эффективность рассчитывается как относительный показатель, позволяющий оценить степень реализации целей организации через систему различных соотношений. Для коммерческих предприятий эффективность определяется через соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов в виде заработанной прибыли. Для некоммерческих организаций, в том числе органов государственной власти, эффективность не может быть прямо рассчитана подобным образом. Поэтому для них она рассматривается с позиций обеспечения достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных и т. п. [2, с. 71].

То есть эффективность таможенного регулирования тесно связана с оптимизацией получаемых выгод (эффектов) при достижении цели — получении результата регулирования должного уровня с затрачиваемыми на это ресурсами (кадровыми, материальными, финансовыми, информационными, организационноправовыми).

Цели регулирования связаны в первую очередь с развитием промышленного производства в РФ, а также обеспечением экономической безопасности и устойчивости, что предполагает многогранную деятельность, отражающую эффективность таможенного регулирования и полезность его результатов для получателей.

Для Цитирования:
Гупанова Ю. Е., Методология повышения эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: