Изучение такого сложного и динамично развивающегося института субсидиарной ответственности как социального явления невозможно без применения определенной методологии или нескольких методологических подходов. Каждый конкретный метод направлен на получение достоверных и рациональных знаний о предмете исследования. Являясь одним из компонентов правовой науки, метод не может существовать в отрыве от других ее компонентов, таких как предмет, объект науки, теоретические и эмпирические знания.
По словам Г. Гегеля, «Метод возник… как само себя знающее понятие, имеющее своим предметом себя как столь же субъективное, сколь и объективное абсолютное и, стало быть, как полное соответствие между понятием и его реальностью, как существование, которое есть само понятие… Метод должен быть, поэтому признан неограниченно всеобщим, внутренним и внешним способом и совершенно бесконечной силой, которой никакой объект, поскольку он представлен как внешний объект, отдаленный от разума и независимый от него, не может оказывать сопротивления, не может иметь другой природы по отношению к методу и не быть проникнут им. Метод есть, поэтому душа, и субстанция, и нечто постигнуто в понятии и познано в своей истине лишь тогда, когда оно полностью подчинено методу…» [5].
Однако, ни одна из методологий по своему характеру не является универсальной и не способна учесть все грани социальных и правовых явлений, в частности, и такого удивительного феномена как субсидиарная ответственность вне банкротства.
Институт субсидиарной ответственности как любое другое явление представляет собой единство всеобщего и конкретного. Применительно к методам, на самостоятельную всеобщность претендует, в первую очередь, диалектика. Ее законы и категории представляют для научного знания особую ценность, поскольку в совокупности дают полное и целостное представление о том, каким должен быть материальный или духовный феномен. Диалектика раскрывается перед нами через законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, а также через категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность» [12]. Диалектика рассматривает каждое явление как сложное системное образование, состоящее из различных элементов и связей.