По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2310-01

Методология исследования и анализа данных с целью разработки интеллектуальной системы поиска лекарственных препаратов

Шаховский Тимофей Олегович магистр кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, Института лингвистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Минздрава России, г. Москва, Российская Федерация
Вяткина Надежда Юрьевна старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, Института лингвистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Минздрава России, ФГОБУ ПО «Финансовый университет» при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3647-0066, e-mail: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru

В работе представлен авторский инструментарий для проведения медико-социологического исследования в области современных сервисов поиска и приобретения лекарственных препаратов с использованием возможностей сети Интернет [1, 2]. Описана методология проведения социологического исследования, представлена авторская анкета для опроса пользователей. Инструментарий позволяет изучить различный потребительский опыт приобретения лекарственных препаратов с целью прогноза создания интернет-сервисов в аптечном сегменте фармацевтического рынка.

Литература:

1. Приборкина И. Рынок онлайн-аптек вырос на треть [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.comnews.m/content/220196/2022-05-13/2022-w19/rymk-onlayn-aptek-vyшs-tret

2. Ozawa S, Billings J, Sun Y, Yu S, Penley B. COVID-19 Treatments Sold Online Without Prescription Requirements in the United States: Cross-sectional Study Evaluating Availability, Safety and Marketing of Medications. J Med Internet Res. 2022 Feb 16; 24 (2): e27704. doi: 10.2196/27704. PMID: 34662286; PMCID: PMC8852626.

3. Семенчев Е.А., Шебанова Ю.В. Интеллектуальная web-система формирования предложений при выборе и заказе лекарственных препаратов. Известия ТулГУ. Технические науки. 2020; 2: 117–125.

4. Moritz K, Seiberth JM, Schiek S, Bertsche T. Evidence-based self-medication: development and evaluation of a professional newsletter concept for community pharmacies. Int J Clin Pharm. 2021 Feb; 43 (1): 55–65. doi: 10.1007/s11096-020-01100-6. Epub 2020 Jul 30. PMID: 32728996; PMCID: PMC7878231.

5. Кимадзе М.И., Кондратов С.Ю. Проблемы формирования клиентоориентированной стратегии в онлайн фармацевтической организации. АНИ: экономика и управление. 2020; 1 (30): 173–177.

6. Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2022.pdf (rosstat.gov.ru)

1. Priborkina I. Rynok onlain-aptek vyros na tret [The online pharmacy market has grown by a third] [Electronic resource]. Available at: https://www.comnews.m/content/220196/2022-05-13/2022-w19/rymk-onlayn-aptek-vyшs-tret (In Russ.)

2. Ozawa S, Billings J, Sun Y, Yu S, Penley B. COVID-19 Treatments Sold Online Without Prescription Requirements in the United States: Cross-sectional Study Evaluating Availability, Safety and Marketing of Medications. J Med Internet Res. 2022 Feb 16; 24 (2): e27704. doi: 10.2196/27704. PMID: 34662286; PMCID: PMC8852626.

3. Semenchev E.A., Shebanova Iu.V. Intellektualnaia web-sistema formirovaniia predlozhenii pri vybore i zakaze lekarstvennykh preparatov [Intelligent web-system for generating proposals when choosing and ordering medicines]. Izvestiia TulGU. Tekhnicheskie nauki [News of the Tula State University. Technical Science]. 2020; 2: 117–125. (In Russ.)

4. Moritz K, Seiberth JM, Schiek S, Bertsche T. Evidence-based self-medication: development and evaluation of a professional newsletter concept for community pharmacies. Int J Clin Pharm. 2021 Feb; 43 (1): 55–65. doi: 10.1007/s11096-020-01100-6. Epub 2020 Jul 30. PMID: 32728996; PMCID: PMC7878231.

5. Kimadze M.I., Kondratov S.Iu. Problemy formirovaniia klientoorientirovannoi strategii v onlain farmatsevticheskoi organizatsii [Problems of forming a customer-oriented strategy in an online pharmaceutical organization]. ANI: ekonomika i upravlenie [ANI: Economics and Management]. 2020; 1 (30): 173–177. (In Russ.)

6. Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2022.pdf (rosstat.gov.ru)

В контексте усиливающейся конкуренции между цифровыми платформами, обеспечивающими услуги приобретения медикаментов или функционирующих в качестве маркетплейсов, ключевыми становятся не только задачи контроля качества предоставляемых услуг, прогнозирования и экономического моделирования потребности в товаре [3]. Отмечается растущая значимость разработки и внедрения интеллектуальных систем, обеспечивающих удобство интерфейса поиска фармацевтических препаратов.

Именно поэтому принципиально важным является объективное понимание мнения потребителей об удобстве и качестве предоставляемых услуг поиска лекарственных средств на интернет-платформах [4]. Наиболее удобным методом получения объективных данных по поставленной проблеме является проведение медико-социологического исследования (опроса потребителей). Такое исследование позволяет оценить представление потребителей об онлайн-сервисах поиска и покупки лекарственных препаратов, узнать мнение об удобстве и скорости приобретения фармацевтической продукции, а также определить основные социально-статусные характеристики заказчика.

Гипотеза: внедрение интеллектуальной системы поиска лекарственных средств позволит совершенствовать поиск сертифицированных лекарственных препаратов и улучшит пользовательский опыт.

Цель исследования: изучение потребительских стратегий и особенностей использования цифровых сервисов при поиске и приобретении лекарственных препаратов.

Объект исследования: совершеннолетние жители г. Москва.

Предмет исследования: особенности использования жителями г. Москва цифровых сервисов поиска и приобретения лекарственных препаратов.

Достижение поставленной цели подразумевает решение ряда задач:

1. Выявление особенностей использования цифровых сервисов поиска и приобретения лекарственных препаратов.

2. Изучение потребительского опыта приобретения лекарственных препаратов на современном этапе.

3. Изучение имеющихся потребительских запросов на оптимизацию системы поиска лекарственных препаратов.

Для Цитирования:
Шаховский Тимофей Олегович, Вяткина Надежда Юрьевна, Методология исследования и анализа данных с целью разработки интеллектуальной системы поиска лекарственных препаратов. ГЛАВВРАЧ. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: