По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.97 DOI:10.33920/vne-04-2111-02

Методологические аспекты оценки перспектив реализации проекта «Один пояс — один путь»

Вероника Григорьевна Иорданова канд. экон. наук, доцент кафедры национальной экономики Института экономики, математики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1, E-mail: iordanova-vg@ranepa.ru, ORCID: 0000-0003-3012-5114
Мария Александровна Шапор канд. экон. наук, научный сотрудник Института прикладных экономических исследований, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 123298, Россия, г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 2, кв. 118, E-mail: shapor-ma@ranepa.ru, ORCID: 0000-0002-9762-2695
Софья Андреевна Рудь выпускница бакалавриата Института экономики, математики и информационных технологий, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 350087, Россия, г. Краснодар, ул. Альпийская, д. 11, кв. 27, E-mail: sofiya.rud@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5273-5824

Данная статья посвящена оценке перспектив реализации проекта «Один пояс — один путь» (ОПОП) для развития торговых отношений Китая со странами Европейского союза. В ходе проведенного в рамках настоящей работы исследования представлена количественная оценка перспектив увеличения числа участников проекта ОПОП (далее — проект), который позволил подтвердить ранее представленные тезисы как российских, так и зарубежных ученых о необходимости увеличения числа участников Проекта. С этой целью в рамках настоящей работы использована методика, основу которой составила оценка, проводимая на основе показателя эффективности внешней торговли страны (ExpPerft). Отметим, что основное внимание авторов уделено развитию Северного транспортного коридора, что обусловлено участием в нем России и необходимостью развития и углубления торгово-экономического сотрудничества Китая и стран Европейского союза, при реализации которого РФ играет важную роль, будучи составной частью данного транспортного коридора и значимым транспортным узлом для реализации Инициативы ОПОП. Особое внимание в рамах настоящей работы уделено влиянию коронавирусной инфекции на реализацию проекта «Один пояс — один путь» и выявлению новых тенденций развития международной торговли, обусловленных влиянием новой коронавирусной инфекции, в частности, это касается сбоев в работе транспортной инфраструктуры, в связи с чем основная масса перевозок пришлась на железный транспорт, а перевозки морским и воздушным транспортом пришлось приостановить. При этом стоит отметить, что объемы контейнерных перевозок между Китаем и ЕС в 2020 г. увеличились на 57,6 % по сравнению с первым полугодием 2019 г., что также повлияло на увеличение загрузки поездов, что, в свою очередь, привело к полной загрузке имеющихся мощностей.

Литература:

1. Стратегия экономического развития «Один пояс — один путь» // РИА Новости [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20170514/1494097368.html (дата обращения: 22.08.2021).

2. Белова, И. Н., Егорычев, Е. А. Проект «Один пояс, один путь»: предпосылки к формированию современной внешнеэкономической политики Китая // Вестник РУДН. Серия: Экономика. — 2020. — Вып. 28. — № 3. C. — 620–632.

3. Цию Минфэн Чэнь Сюэ. Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в Россию // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12. — № 4.

4. Бучкина, А. А. Риски инициативы «Один пояс — один путь» // Горизонты гуманитарного знания. — 2020. — № 1.

5. Экономика одного пояса, одного пути. Информационная база Всемирного банка [Электронный ресурс]. — URL https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/31878/211392RU.pdf?sequence=12&isAllowed=y (дата обращения: 23.08.2021).

6. РЖД и шесть стран будут развивать контейнерные перевозки из Китая в Европу // Газета.ру [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/04/24/n_9964523.shtml (дата обращения: 24.08.2021).

7. Обзор: страны — участницы «Пояса и пути» в Евразии вышли на путь высококачественного развития сотрудничества // Посольство КНР в РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/yidaiyilu/t1659865.htm (дата обращения: 24.08.2021)

8. Стратегия Экономического пояса Шелкового пути и роль ШОС в ее реализации: Материалы круглого стола // ИДВ РАН. 16 марта 2016.

9. Хотимский, К. В. Проект «Один пояс — один путь» и ЕАЭС: перспективы развития // Инновации и инвестиции. — 2018. — № 2.

10. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской народной республикой, с другой стороны // Информационная база ЕЭК [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Docum ents/%d0%a1%d0%be%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0 %b5%20%d1%81%20%d0%9a%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%b5%d0%bc/%d0%a2%d0% b5%d0%ba%d1%81%d1%82%20%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0 %b9%20%28EAEU%20alternate%29%20fi nal.pdf (дата обращения: 27.08.2021).

11. Лавров оценил перспективы ЕАЭС и проекта КНР «Один пояс — один путь» // РИА Новости [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20190926/1559137435.html (дата обращения: 27.08.2021).

12. Пояс, путь, проекты и проблемы // ИА Атомный эксперт [Электронный ресурс]. URL: https://atomicexpert.com/silkway_belt_and_path (дата обращения: 26.08.2021).

13. Что такое проект «Один пояс, один путь» и каковы перспективы его «сопряжения» с Евразийским союзом // Сонар 2050 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.sonar2050.org/publications/chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt/ (дата обращения: 27.02.2021).

14. Md Nazirul Islam Sarker, Md Altab Hossin, Xiaohua Yin, Md Kamruzzaman Sarka. One Belt One Road Initiative of China: Implication for Future of Global Development // Modern Economy. — 2018. — № 9. — Pp. 623–638.

15. Dragan, Pavlić ević . China, the EU and One Belt, One Road Strategy // China Brief. — 2015. — № 15 (15).

16. Ian, Bond. The EU, The Eurasian Economic Union and One Belt, One Road. Can they work together? // Centre for European Reform. — 2017.

17. Гаврилова, К. А., Шапор, М. А. Проведение количественной оценки эффективности расширения числа участников проекта «Один пояс — один путь» // Экономическое развитие России. — 2020. — № 9.

18. Контейнерные железнодорожные перевозки на Евразийском пространстве в первом полугодии 2020 года // Информационно-аналитический обзор. ERAI. Август 2020.

19. Дефицит порожних контейнеров может сохраниться до июня // ИА Logirus [Электронный ресурс]. — URL: https://logirus.ru/news/transport/defitsit_porozhnikh_ konteynerov_mozhet_sokhranitsya_do_iyunya.html (дата обращения: 26.08.2021).

1. Economic Development Strategy "One Belt — One Road". RIA News Agency. Available at: https://ria.ru/20170514/1494097368.html (accessed: 22.08.2021) (in Russian).

2. Belova, I. N., Egorychev E. A. Proekt "Odin poias, odin put’": predposylki k formirovaniiu sovremennoĭ vneshneekonomicheskoĭ politiki Kitaia [One Belt, One Road Project: Prerequisites for the Formation of China’s Modern Foreign Economic Policy]. Vestnik RUDN. Seriya Economika [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series "Economics"]. 2020, vol. 28, no. 3, рp. 620–632. (in Russian).

3. Wu Mingfeng, Chen Xue. Vozmozhnosti i vyzovy v protsesse prodvizheniia initsiativy "Odin poias, odin put’" v Rossiiu [Opportunities and challenges in the process of promoting the "One Belt, One Road" initiative to Russia]. Kreativnaia ekonomika [Creative economy]. 2018, vol. 12, no. 4 (in Russian).

4. Buchkina, A. A. Riski initsiativy "Odin poias — odin put’" [Risks of the initiative "One Belt— One Road"]. Gorizonty gumanitarnogo znaniia [The horizons of humanitarian knowledge]. 2020, no. 1 (in Russian).

5. Economy of one belt, one road. Information base of the World Bank. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/31878/211392RU. pdf?sequence=12&isAllowed=y (accessed: 23.08.2021) (in Russian).

6. Russian Railways and six countries will develop container shipping from China to Europe. Gazeta.Ru. Available at: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/04/24/n_9964523.shtml (accessed: 24.08.2021) (in Russian).

7. Overview: the countries participating in the "Belt and Road" in Eurasia have embarked on the path of high-quality development of cooperation. Embassy of the People’s Republic of China in the Russian Federation. The Embassy of the People’s Republic of China in the Russian Federation. Available at: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/yidaiyilu/t1659865.htm (accessed: 24.08.2021) (in Russian).

8. Strategiia Ekonomicheskogo poiasa Shelkovogo puti i rol’ SCO v ee realizatsii. Materialy kruglogo stola [The strategy of the Silk Road Economic Belt and the role of the SCO in its implementation. Materials of the round table]. IDV RAS. 2016, March 16 (in Russian).

9. Khotimsky, K. V. Proekt "Оdin poias — odin put’" i EAES: perspektivy razvitiia [The "One belt, one road" project and the EAEU: development prospects]. Innovatsii i investitsii [Innovation and Investment]. 2018, no. 2.

10. Agreement on trade and economic cooperation between the Eurasian Economic Union and its member states, on the one hand, and the People’s Republic of China, on the other. EEC information base. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/sogl_torg/Documents/%d0%a1%d0%be%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0% b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d1%81%20%d0%9a%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0% b5%d0%bc/%d0%a2%d0%b5%d0%ba%d1%81%d1%82%20%d1%80%d1%83%d1%81% d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%28EAEU%20alternate%29%20fi nal.pdf (accessed: 27.08.2021) (in Russian).

11. Lavrov assessed the prospects of the EAEU and the PRC project "One Belt — One Road". RIA News Agency. Available at: https://ria.ru/20190926/1559137435.html (accessed: 27.08.2021) (in Russian).

12. Belt, path, projects and problems. Atomic expert News Agency. Available at: https:// atomicexpert.com/silkway_belt_and_path (аccessed: 26.08.2021) (in Russian).

13. What is the "One Belt, One Road" project and what are the prospects for its "conjugation" with the Eurasian Union. Sonar 2050. Available at: https://www.sonar2050.org/publications/ chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt (аccessed: 27.02.2021) (in Russian).

14. Md Nazirul Islam Sarker, Md Altab Hossin, Xiaohua Yin, Md Kamruzzaman Sarka. One Belt One Road Initiative of China: Implication for Future of Global Development. Modern Economy. 2018, no. 9, pp. 623–638.

15. Dragan Pavlić ević . China, the EU and One Belt, One Road Strategy. China Brief. 2015, no. 15 (15).

16. Ian, Bond. The EU, The Eurasian Economic Union and One Belt, One Road. Can they work together? Centre for European Reform. 2017.

17. Gavrilova, K. A., Shapor, M. A. Conducting a quantitative assessment of the effectiveness of expanding the number of participants in the "One Belt, One Road" project. Economic Development of Russia. 2020, no. 9.

18. Container rail transportation in the Eurasian space in the first half of 2020. Information and analytical review. ERAI. 2020, no. 8.

19. The deficit of empty containers may persist until June. Logirus News Agency. Available at: https://logirus.ru/news/transport/defitsit_porozhnikh_konteynerov_mozhet_sokhranitsya_ do_iyunya.html (аccessed: 08/26/2021) (in Russian)

В последние десятилетия Китай все активнее нацелен на сотрудничество с Европой и даже предложил проект «Один пояс — Один путь». Этот проект связан с созданием транспортной системы, которая соединит Восток и Запад в пределах Евразии. Проект «Один пояс — один путь» — это международная инициатива Китая, которая была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. в Астане в рамках государственного визита в Казахстан. Данная инициатива включает два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути» (далее — ЭПШП) и «Морской Шелковый путь XXI века» (далее — МШП). При этом первой была предложена инициатива реализации проекта ЭПШП в сентябре 2013 г., а МШП только через месяц — в октябре 2013 г. Совокупность обозначенных проектов позволила сформировать концепцию, которая явилась отражением основных направлений внешнеполитического и внешнеэкономического курса КНР [1]. Основные государства, участвующие в рамках Северного транспортного коридора, — это страны Центральной и Восточной Европы (далее — ЦВЕ), такие как Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Северная Македония, Сербия, Чехия, Эстония.

Предпосылками реализации обозначенного проекта послужили факторы, наиболее полно представленные в исследовании Беловой И. Н. и Егорычева Е. А. «Проект "Один пояс, один путь": предпосылки к формированию современной внешнеэкономической политики Китая» [2]. Исходя из изложенного в данной работе и в целом, учитывая современные реалии развития мировой экономики, можно утверждать, что происходит усиление позиций Китая в мире, что также обусловлено снижением роли США как мировой сверхдержавы, что подтверждается следующими факторами:

Во-первых, рост геополитических противоречий Китая с его восточными соседями.

Во-вторых, до 2017 г. активно развивалось Транстихоокеанское экономическое партнерство во главе с США, куда КНР не входила.

В-третьих, наблюдался процесс укрепления США на территории Азии с целью сдерживания влияния Китая в Азии.

Для Цитирования:
Вероника Григорьевна Иорданова, Мария Александровна Шапор, Софья Андреевна Рудь, Методологические аспекты оценки перспектив реализации проекта «Один пояс — один путь». Международная экономика. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: