В последние десятилетия Китай все активнее нацелен на сотрудничество с Европой и даже предложил проект «Один пояс — Один путь». Этот проект связан с созданием транспортной системы, которая соединит Восток и Запад в пределах Евразии. Проект «Один пояс — один путь» — это международная инициатива Китая, которая была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. в Астане в рамках государственного визита в Казахстан. Данная инициатива включает два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути» (далее — ЭПШП) и «Морской Шелковый путь XXI века» (далее — МШП). При этом первой была предложена инициатива реализации проекта ЭПШП в сентябре 2013 г., а МШП только через месяц — в октябре 2013 г. Совокупность обозначенных проектов позволила сформировать концепцию, которая явилась отражением основных направлений внешнеполитического и внешнеэкономического курса КНР [1]. Основные государства, участвующие в рамках Северного транспортного коридора, — это страны Центральной и Восточной Европы (далее — ЦВЕ), такие как Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Северная Македония, Сербия, Чехия, Эстония.
Предпосылками реализации обозначенного проекта послужили факторы, наиболее полно представленные в исследовании Беловой И. Н. и Егорычева Е. А. «Проект "Один пояс, один путь": предпосылки к формированию современной внешнеэкономической политики Китая» [2]. Исходя из изложенного в данной работе и в целом, учитывая современные реалии развития мировой экономики, можно утверждать, что происходит усиление позиций Китая в мире, что также обусловлено снижением роли США как мировой сверхдержавы, что подтверждается следующими факторами:
Во-первых, рост геополитических противоречий Китая с его восточными соседями.
Во-вторых, до 2017 г. активно развивалось Транстихоокеанское экономическое партнерство во главе с США, куда КНР не входила.
В-третьих, наблюдался процесс укрепления США на территории Азии с целью сдерживания влияния Китая в Азии.