В развитых странах ГЭРБ является самой распространенной патологией верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Согласно международной статистике, в последние десятилетия отмечается существенное увеличение распространенности ГЭРБ в различных регионах мира. В США и Бельгии только эндоскопически позитивная ГЭРБ выявляется у 21–27 % популяции, в Японии — у 16,5 %, в ряде стран Азии — около 3–6 %. В некоторых регионах России изжогу, по данным выборочных исследований, периодически испытывают до 48,5 % мужчин и 51,4 % женщин [3].
Определение распространенности ГЭРБ базируется на основных симптомах (изжога, регургитация). Если учитывать возможность наличия ГЭРБ с атипичными симптомами, то истинная распространенность существенно выше известных величин. Анализ случаев эрозивного эзофагита у пациентов, направленных на фиброэзофагогастродуоденоскопию в связи с подготовкой к оперативному пособию, выявил, что практически каждый второй не имел эзофагеальных или экстраэзофагеальных симптомов [2].
Клиническая картина ГЭРБ очень вариабельна. У 70–80 % больных имеются слабовыраженные и лишь спорадически возникающие симптомы, по поводу которых они не прибегают к врачебной помощи. У 20–25 % больных с ГЭРБ определяются более выраженные или постоянные симптомы, но отсутствуют осложнения. Только у 2–5 % пациентов констатируются осложнения заболевания (пептические язвы, кровотечения и стриктура) [13].
Предрасполагающими к развитию ГЭРБ являются факторы, способные усиливать механизмы агрессии и ослабевать механизмы защиты: стресс, работа, связанная с наклонным положением туловища, ожирение, беременность, курение, хиатальная грыжа, некоторые лекарственные средства (антагонисты кальция, антихолинергические препараты, метилксантины и др.), факторы питания (жирная и острая пища, шоколад, кофе, фруктовые соки, алкоголь).
Традиционная медикаментозная терапия является симптоматической и направлена на нейтрализацию или на снижение кислотности желудочного сока. Основные функции и физиологические свойства соляной кислоты включают активацию пепсина для первичного переваривания белков, участие в абсорбции железа и кальция, витамина В12, инактивацию потенциально патогенных микроорганизмов и др. Поэтому побочным эффектом медикаментозного лечения является снижение барьерных свойств, как следствие — развитие патогенной флоры в желудочно-кишечном тракте и увеличение риска возникновения кишечных инфекций [4]. Еще одним нежелательным эффектом длительной кислотосупрессивной терапии является факт более частого возникновения инфекций дыхательной системы. Выявлена взаимосвязь между приемом игибиторов протонной помпы и развитием «уличной» (негоспитальной) пневмонии. У лиц, принимающих антисекреторные препараты, пневмония развивается в 4,47 раза чаще тех, кто их не принимает. Кроме того, у пациентов, продолжающих принимать ИПП, риск развития пневмонии в 1,89 раза выше, чем у прекративших их прием [11]. Отдельно следует сказать, что прием ингибиторов протонной помпы нарушает усваивание витамина В12, что, в свою очередь, приводит к железодефицитной анемии. Хирургическое лечение в 20 % случаев не дает положительного результата.