Давно известно, что долговечность трущихся деталей машин зависит от условий смазки, которые являются одним из важнейших факторов наряду с другими [1].
В последние годы для снижения коэффициента трения в ресурсных сопряжениях и, следовательно, для продления ресурса узлов и механизмов машин в смазочные материалы в процессе эксплуатации добавляют наноматериалы (трибопрепараты), которые существенно снижают интенсивность изнашивания деталей. Сегодня известно более 200 наименований различных классов и марок наноматериалов [2].
Специалистам по эксплуатации машин в сельхозпредприятиях (СХП) и технологам по ремонту сельхозтехники в ремонтно-обслуживающих предприятиях (РОП) весьма затруднительно сделать правильный выбор марки наноматериала для различных типов агрегатов и условий эксплуатации машин, руководствуясь только рекламными указаниями на упаковках, которые нередко бывают противоречивы, а иногда и недостоверны.
В условиях СХП или РОП выбор рационального наноматериала для ускоренной послеремонтной обкатки ДВС и штатной эксплуатации трактора нами разработана специальная методика, основанная на использовании запатентованного нами устройства для испытания масел при трении [3].
Как показали наши результаты триботехнических исследований нанопрепаратов в смеси со смазочными материалами на машине трения СМЦ-2 [4] и с помощью устройства для испытания масел при трении [3, 5], интенсивность изнашивания стальных закаленных образцов существенно зависит от класса и марки наноматериала.
В связи с этим нами предлагается методика определения относительной интенсивности изнашивания и относительного коэффициента трения нанопрепаратов с помощью запатентованного устройства [3]. Используя эти показатели, практически легко в условиях СХП можно объяснить и подтвердить возможность продления послеремонтного ресурса ДВС и агрегатов трактора. Данное утверждение нами опубликовано в виде теоретических предпосылок продления ресурса машин применением нанопрепаратов в сборнике научных трудов «Современные технологии и бизнес» [6].