В настоящее время на Московском метрополитене эксплуатируется подвижной состав из вагонов разных моделей. В зависимости от долговечности поставляемых узлов и деталей, используемых для функционирования подвижного состава, для каждой модели вагона предусмотрена индивидуальная система обслуживания и ремонта.
В данной статье рассмотрен порядок расследования отказов электропоездов, их учета, организации и проведения мероприятий, направленных на снижение количества отказов. Проведен анализ отказов, приведших к снятию подвижного состава с линии (высадка пассажиров), вагонов моделей 81-740 (головной) и 81-741 (промежуточный) «Русич», эксплуатируемых на Московском метрополитене.
При работе поездов на линии в работе узлов и оборудования могут возникать проблемы, такие как:
1) Сбой – отказ, который устраняется самостоятельно либо небольшим вмешательством человека (в случае эксплуатации поезда – машинистом электропоезда).
2) Повреждение – узел или оборудование становится неисправным, но при этом сохраняет свою работоспособность. В указанном случае поезд продолжает работу на линии с пассажирами до планового отстоя или обслуживания.
3) Отказ – бывает полным (объект становится неработоспособным) и частичным (частично неработоспособное состояние). В указанном случае поезд может продолжить работу на линии с пассажирами, если оборудование не влияет на безопасность движения поезда и на его работу в целом. Часто приводит к высадке пассажиров и следования состава в электродепо (станционные тупиковые пути) для расследования случая отказа комиссией, утвержденной приказом по метрополитену.
4) Событие – отказ в работе оборудования, вызывающий самопроизвольное отключение устройств, обеспечивающих безопасность движения, и т. д. При наступлении события производится высадка пассажиров и дальнейшее следование состава в электродепо или станционные тупиковые пути для проведения расследования и выявления причины неисправности. При этом часто к расследованию случая привлекается руководство метрополитена.