По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методика проведения контроля техники на техническую и экологическую безопасность

Е. В. Николаев канд. техн. наук, ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», Е-mail: ecoserv@mail.ru
С. Н. Саяпин мл. научн. сотр., ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», Е-mail: ecoserv@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при оценке технического состояния транспортных средств при проведении технического осмотра гостехинспекцией. Статья будет интересна инспекторам гостехнадзора, инженерам технического сервиса, студентам и аспирантам, обучающимся по соответствующим специальностям.

Литература:

1. ГОСТ 12.2.119-2005 «Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности».

2. ГОСТ 12.2.002-91 «Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности».

3. Инструментальный контроль технического состояния тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин при эксплуатации / А. В. Колчин, Б. Ш. Каргиев. — М., 2003. — 75 с.

4. Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. — М.: Интформагротех, 1994.

5. Дунаев А. В. Перспективы развития диагностики самоходных машин в АПК / А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // В сборнике: Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции. — 2015. — С. 73–75.

6. Костомахин М. Н. Влияние эксплуатационной надежности тракторов и зерноуборочных комбайнов на эффективность их использования: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка РАСХН. — М., 2008.

7. Костомахин М. Н. Нормирование показателей надежности машин / М. Н. Костомахин // Сельский механизатор. — Изд.: ООО «Нива». — М., 2012. — № 1. — С. 6-8. — ISSN: 0131-7393.

Эффективность работы автомобильного транспорта определяется не только производительностью и себестоимостью, но и безопасностью эксплуатации. От 15 до 20 % дорожнотранспортных происшествий является следствием технической неисправности [3, 5]. Контроль над поддержанием на должном уровне экологической и технической безопасности техники возложен на службу Гостехнадзора. Гостехнадзор России осуществляет надзор за управлением техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и образован соответствии с «Положением о государственном надзоре за техническим состоянием различных видов техники» в РФ [4].

Гостехнадзор контролирует техническое состояние техники по установленной номенклатуре показателей. Контроль проводится примерно по 20 контрольным параметрам, обеспечивающим техническую и экологическую безопасности (ТБ и ЭБ).

Для более точного и оперативного проведения технического осмотра используется инструментальный контроль параметров ТБ и ЭБ. Однако для правильного применения инструментального контроля необходимо выполнить ряд требований, несоблюдение которых приводит к недостоверным результатам.

Подготовка средств измерений проводится согласно руководству пользования. Ряд средств измерений должны пройти обязательную поверку, что должно быть задокументировано в паспорте на прибор. Общие правила подготовки приборов заключаются в проверке целостности устройств (отсутствие трещин, отколов, деформаций и др.), зарядки аккумуляторной батареи электронных средств измерений, целостности шкал измерений, комплектации. Проверка работоспособности прибора проводится в тестовом режиме — смотрятся изменения значений показаний без установки на машину и приведения измерений к требуемым условиям. Важнейшим требованием к средствам измерения, которое необходимо учитывать в первую очередь, является внесение устройств в реестр средств измерений, без чего все измеренные значения не имеют юридической силы и не могут рассматриваться как объективные.

Подготовка места для проведения измерений осуществляется согласно ГОСТ 12.2.019-2005 [1]. В большинстве случаев выбирается открытая ровная площадка с твердым покрытием (асфальт, бетон), в некоторых случаях выбирается ровный участок грунтовой дороги. Место должно быть достаточно большим по площади, чтобы проводить измерения параметров безопасности каждой единицы техники, не создавая помех проведению осмотра. На площадке не должно находиться посторонних предметов, мешающих или затрудняющих проведение технического осмотра.

Для Цитирования:
Е. В. Николаев, С. Н. Саяпин, Методика проведения контроля техники на техническую и экологическую безопасность. Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: