Эффективность работы автомобильного транспорта определяется не только производительностью и себестоимостью, но и безопасностью эксплуатации. От 15 до 20 % дорожнотранспортных происшествий является следствием технической неисправности [3, 5]. Контроль над поддержанием на должном уровне экологической и технической безопасности техники возложен на службу Гостехнадзора. Гостехнадзор России осуществляет надзор за управлением техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и образован соответствии с «Положением о государственном надзоре за техническим состоянием различных видов техники» в РФ [4].
Гостехнадзор контролирует техническое состояние техники по установленной номенклатуре показателей. Контроль проводится примерно по 20 контрольным параметрам, обеспечивающим техническую и экологическую безопасности (ТБ и ЭБ).
Для более точного и оперативного проведения технического осмотра используется инструментальный контроль параметров ТБ и ЭБ. Однако для правильного применения инструментального контроля необходимо выполнить ряд требований, несоблюдение которых приводит к недостоверным результатам.
Подготовка средств измерений проводится согласно руководству пользования. Ряд средств измерений должны пройти обязательную поверку, что должно быть задокументировано в паспорте на прибор. Общие правила подготовки приборов заключаются в проверке целостности устройств (отсутствие трещин, отколов, деформаций и др.), зарядки аккумуляторной батареи электронных средств измерений, целостности шкал измерений, комплектации. Проверка работоспособности прибора проводится в тестовом режиме — смотрятся изменения значений показаний без установки на машину и приведения измерений к требуемым условиям. Важнейшим требованием к средствам измерения, которое необходимо учитывать в первую очередь, является внесение устройств в реестр средств измерений, без чего все измеренные значения не имеют юридической силы и не могут рассматриваться как объективные.
Подготовка места для проведения измерений осуществляется согласно ГОСТ 12.2.019-2005 [1]. В большинстве случаев выбирается открытая ровная площадка с твердым покрытием (асфальт, бетон), в некоторых случаях выбирается ровный участок грунтовой дороги. Место должно быть достаточно большим по площади, чтобы проводить измерения параметров безопасности каждой единицы техники, не создавая помех проведению осмотра. На площадке не должно находиться посторонних предметов, мешающих или затрудняющих проведение технического осмотра.