По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311, 621.315

Методика оценки приоритетности ремонта ЛЭП на основе риск-ориентированного анализа с учетом ремонтопригодности

Глухов Д. А. ведущий эксперт отдела технического контроллинга, Филиал АО «СО ЕЭС» Саратовское РДУ, г. Саратов

В статье предложена методика, учитывающая интенсивность отказов ЛЭП, степень влияния ЛЭП на электроэнергетический режим энергосистемы, среднюю длительность нахождения ЛЭП в ремонте. Методика апробирована на примере энергосистемы Саратовской области.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»: офиц. текст // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 13. – Ст. 1177.

2. Российская Федерация. Правительство. Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике: постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 854.

3. Российская Федерация. Правительство. Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации: постановление Правительства РФ от 26 июля 2007 г. № 484.

4. Политика управления рисками ОАО «Россети». – М.: ОАО «Россети», 2014. – 10 с.

5. ГОСТ Р 51901.21-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения. – М.: Стандартинформ, 2014. – 11 с.

6. Павлов В.В. Анализ рисков и оптимизация затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования с использованием методик RBI и RCM / В.В. Павлов, А.Б. Самохвалов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2014. – № 2. – С. 48–51.

7. Khan F. Risk-based maintenance (RBM): a quantitative approach for maintenance inspection scheduling and planning / F. Khan, M. Haddara // Journal of Loss Prevention in the Process Industries. – 2003. – Vol. 16. – N 6. – P. 561–573.

8. Борисов Ю.С. Организация ремонта и технического обслуживания. – М.: Машиностроение, 1978. – 360 с.

9. ГОСТ Р 55234.3–2013. Практические аспекты менеджмента риска. Процедуры проверки и технического обслуживания оборудования на основе риска. – М.: Стандартинформ, 2014. – 51 с.

10. Требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Методические указания по устойчивости энергосистем», утв. приказом Минэнерго РФ от 03.08.2018 г. № 630.

11. ГОСТ Р 55105-2012. Национальный стандарт Российской Федерации «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативнодиспетчерское управление. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Противоаварийная автоматика энергосистем. Нормы и требования», утв. приказом Росстандарта от 15.11.2012 г. № 807ст.

12. Правила устройства электроустановок: 7-е изд. (ПУЭ). – М.: Главгосэнергонадзор России. Изд-во ЗАО «Энергосервис», 2007. – 610 с.

13. Лапшина К.Н. Оптимизация системы технического обслуживания потенциально опасных промышленных объектов / К.Н. Лапшина, К.А. Скляров, А.А. Чухлебов // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. – 2013. – № 4 (13). – С. 33–42.

14. Endrenyi J. Reliability modeling in electric power systems. – Pimprenta: Chichester, 1980. – 338 p.

В рамках планирования и подготовки ремонтных работ в единой энергетической системе (ЕЭС) России Системный оператор выполняет согласование вывода в ремонт объектов электросетевого хозяйства [1].

С этой целью Системный оператор выполняет рассмотрение плановых, внеплановых и неотложных заявок, принимает к сведению и учитывает при планировании электроэнергетических режимов аварийные заявки владельцев объектов электроэнергетики на вывод в ремонт электросетевого и генерирующего оборудования [2].

Решение о согласовании (об отказе в согласовании) диспетчерской заявки принимается на основании анализа прогнозного электроэнергетического режима ЕЭС России с учетом [3]:

– эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации;

– приоритетности реализации плановых ремонтов перед внеплановыми;

– необходимости минимизации включения (отключения) и длительной работы генерирующего оборудования в неэкономичных режимах.

Отказ в согласовании неплановой заявки на вывод в ремонт объекта электроэнергетики может стать причиной подачи заявителем аварийной заявки на планируемое к ремонту оборудование в случае его отказа, а излишний вывод в ремонт электросетевого или генерирующего оборудования, напротив, может стать причиной снижения надежности и влечет за собой риск возникновения аварийного или вынужденного электроэнергетического режима либо режима с высокими рисками нарушения электроснабжения.

Учитывая сложность принятия решения персоналом Системного оператора о согласовании диспетчерской заявки на вывод в ремонт объекта диспетчеризации, на сегодня назрела необходимость создания методики оценки рисков отказа линий электропередач (ЛЭП) и электрооборудования (ЭО), находящихся в эксплуатации с целью планирования и режимной подготовки ремонтных работ.

Под риском понимается событие, которое может произойти в будущем с определенной вероятностью и нанести определенный ущерб [4]. Риск может быть результатом как действия, так и бездействия [5].

Оценку риска отказа ЭО можно определить как произведение вероятности возникновения отказа и ущерба от такого отказа [6]:

Для Цитирования:
Глухов Д. А., Методика оценки приоритетности ремонта ЛЭП на основе риск-ориентированного анализа с учетом ремонтопригодности. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: