Многие теплосети находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что ведет к частым повреждениям и высоким потерям при транспорте теплоносителя от источника до потребителя. Величина ущерба значительно сокращается при минимизации времени с момента возникновения повреждения в системах централизованного теплоснабжения (СЦТ) до обнаружения и устранения этого повреждения [1].
Для сокращения ущерба и успешного решения задач ресурсосбережения следует уделить внимание технологиям и регламентам эксплуатации и ремонта, определению и «расшивке» узких мест, повышению качества используемых материалов и технологий ремонтов и т. п. Работа в области ресурсосбережения придает этой задаче государственное значение [2].
В обследуемых нами городах количество повреждений трубопроводов тепловых сетей (ТС) исчисляется сотнями [3]. Как показали расчеты повреждений элементов ТС, в среднем имеется от 20 до 40 дефектов на 100 км трассы в год, и с увеличением срока службы трубопровода количество повреждений возрастает.
Для определения оптимального объема перекладок трубопровода необходимо перед началом ремонтной кампании проводить анализ состояния магистральных и квартальных ТС. Основной задачей этого анализа является выявление максимально изношенных участков. Это реализуется построением распределения по годам количества повреждений во времени и по элементам с указанием информации, на каких абсолютных давлениях они обнаружены.
Существует большое количество различных информационных систем, которые позволяют вести учет повреждаемости [4]. Но в них заносятся сведения, представленные в официальной статистике, а ремонтно-эксплуатационные повреждения, выявленные в ремонтный период, учитываются лишь в оперативно-ремонтной документации. Хотя, согласно [5], доля повреждений, выявленных испытаниями, достигает 65 % от суммарного количества годовых повреждений.
В результате этой практики средний срок жизненного цикла трубопровода сократился до 17 лет при нормативном сроке службы стальной трубы 25 лет [6, 7] .