Под воздействием нагрузок и внешних условий происходит постепенное ухудшение технического состояния машин. Эти процессы наиболее заметно проявляются в снижении годовой занятости и увеличении затрат на ремонты. Исходя из этого, весь период эксплуатации техники можно разделить на несколько этапов (табл. 1).
Известно, что техническое состояние машины зависит как от продолжительности ее использования и исходной надежности, так и от условий эксплуатации. Оценить все факторы, влияющие на состояние машины, в большинстве случаев не представляется возможным. Вместе с тем установлено [1], что усредненная, но достаточная для решения практических задач оценка может быть получена путем изучения следующих материалов:
• технического паспорта, в который обычно вносят год выпуска машины, дату ее поступления в хозяйство, дату проведения капитальных ремонтов и замены основных агрегатов;
• результатов ресурсного диагностирования или микрометража ответственных деталей, позволяющих оценить остаточный ресурс машины;
• данных обследования машины (осмотр, опробование на ходу, прослушивание механизмов) и опроса механизатора, позволяющих определить срок, место и способ капитальных ремонтов и особенности эксплуатации.
При необходимости могут быть дополнительно использованы отчетные материалы районных органов сельского хозяйства, например о средней годовой наработке машины, качестве ремонтов на местном ремпредприятии и другие.
Различные способы определения технического состояния машины имеют свою специфику (табл. 2), влияющую на точность оценки. При проведении этой работы следует иметь в виду, что чем меньше имеется технических данных, тем больше внимания надо уделять документальной информации и опросу специалистов.
Большая погрешность в оценке собранных материалов может существенно повлиять на определение технического состояния машины. Для снижения отрицательных последствий каждому способу получения информации присваивается значение коэффициента q достоверности, учитываемого в расчетах.