Основной концепцией развития отечественного здравоохранения является формирование Национальной пациентоориентированной системы, объединяющей медицинские мощности государства независимо от формы собственности на основе единых требований к доступности и качеству медицинских услуг. В этой связи наблюдается стремительный рост доли частных медицинских организаций, оказывающих услуги по программе государственных гарантий [1]. Сложившаяся зачастую парадигма государственно-частной конкуренции в системе здравоохранения вынуждает частные медицинские организации изыскивать способы эффективного управления своей деятельностью. В то же время организация деятельности таких организаций становится все более сложной, что связано с разнообразием видов медицинских услуг, необходимостью минимизации себестоимости оказываемых услуг, наличием большого количества требующего частой замены оборудования, спецификой учетной политики, а также с недостаточной проработанностью методического обеспечения бухгалтерского учета и отчетности частных медицинских учреждений и пр.
Отражая факты хозяйственной жизни на основе норм федеральных стандартов бухгалтерского учета, частные медицинские организации должны отражать в своей учетной политике специфику своей деятельности. Особое внимание при этом следует уделить методике бухгалтерского учета основных средств, которые в учреждениях здравоохранения характеризуются большим разнообразием и разбросом стоимости.
Со вступлением в силу Федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» (ФСБУ 6/2020) медицинские организации получили право самостоятельно устанавливать стоимостный лимит, применяемый при отнесении объектов к основным средствам [2]. Затраты на приобретение внеоборотных материальных активов, стоимость которых не превышает данный предел, признаются расходами периода, в котором они понесены. Однако на практике не исследуется, является ли установленный на предприятии стоимостный лимит существенным. Большинство организаций устанавливают в приказе об учетной политике лимит стоимости основных средств на основании норм Налогового кодекса или ранее действующего ПБУ 06/1 «Основные средства», не оценивая степень его влияния на финансовые показатели деятельности.