В современной жизни человечества трудно найти более распространенную сферу социальной активности и такое многофункциональное явление, как спорт. При этом немаловажной является его высочайшая эмоциональность и при этом лабильность, резкая смена одних переживаний другими, часто диаметрально противоположными. Высокий эмоциональный фон присущ каждым спортивным состязаниям, сопровождает любой период тренировочного процесса. И это не только эмоции спортсменов, но и тренеров, медиков и болельщиков, все то, что и делает спорт таким зрелищным [8, 10, 15]. Современный спорт отличается ростом нагрузок на спортсмена как в период тренировок, так и на соревнованиях. В связи с этим возрастает роль медикобиологического обеспечения спортсменов сборных команд России [7, 8, 16].
Проблема саморегуляции остается одной из ключевых в психологии. Сегодня чаще всего с этим понятием мы сталкиваемся в медицинской и спортивной литературе. Однако в широком смысле саморегуляция рассматривается как один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности [2, 5, 9]. То есть от способности человека самостоятельно корректировать свои психические процессы зависит его успешная деятельность в целом как личности и субъекта деятельности. На сегодняшний день накопленный опыт разделяет много подходов к изучению саморегуляции человека [12, 13].
Многие авторы определяют уровень развития навыков саморегуляции эмоциональных состояний в спорте как важный компонент системы спортивной подготовки, без которого невозможны успешные выступления на соревнованиях и достижение высоких результатов [1, 3, 4, 6, 18].
На сегодняшний день приемы саморегуляции в спорте применяются для повышения качества технической подготовки, развития способности вызывать оптимальное функциональное состояние перед стартом и во время тренировок, ускорения и повышения качества процессов восстановления после интенсивных нагрузок, коррекции личностных особенностей, повышение мотивации к достижению максимальных результатов [11, 14, 17].