В России, как и во всем мире, сохраняется высокий уровень смертности по причине дорожно-транспортных и других техногенных аварий. В процессе человекомашинного взаимодействия человек выступает как управляющий элемент, но при этом он не является определяющим фактором, выбирающим правильное решение в той или иной ситуации. Чаще всего, наоборот, именно человек в системе «человек — машина — среда» является причиной аварийных ситуаций и катастроф. В большинстве случаев водитель взаимодействует с автомобилем в постоянно изменчивой среде, где вероятность возникновения нештатной ситуации (риска) возрастает, поэтому от надежности водителя, в которую входит умение определять и прогнозировать возможные риски, зависит успешность его профессиональной деятельности.
По статистике, от 70 до 90 % дорожно-транспортных происшествий происходят по вине водителя, в связи с чем его мастерству и подготовке должно уделяться значительное внимание [1]. Вопросами повышения качества и эффективности реализации программ профессионального обучения и подготовки водителей, а также организацией самого процесса обучения занимаются многие отечественные авторы, такие как Коваленко В. В., Хайруллина Л. Б., Антонов А. М., Атланов С. П. [2, 3].
Рассмотрением различных методов эффективного формирования у водителей навыков и умений принимать правильные и своевременные решения в соответствии с дорожной ситуацией на дороге занимаются Чибаков А. С., Крылов Д. А., Комелина В. А. [4, 5]. В своих трудах авторы приводят различные примеры реализации разнообразных методов обучения водителей: анализ мультимедийных материалов, использование учебных алгоритмов принятия решения в разнообразных ситуациях, а также применение вариативных заданий и тестов для проверки знаний и умений.
Вопросами рассмотрения водителя в системе «человек — машина» для анализа формирования стиля управления транспортным средством на разных этапах обучения занимается Бебинов С. Е. В своих исследованиях автор позиционирует водителя в роли оператора, который взаимодействует со сложной машиной в динамической системе ВАДС (водитель — автомобиль — дорога — среда) с выделением периодов формирования схожего стиля и развития индивидуальных особенностей управления транспортным средством [6].