По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.2/.36

Методика обучения предвидению рисков дорожного движения в системе профессиональной подготовки водителей России

Н. О. Вербицкая д-р пед. наук, профессор кафедры автомобильного транспорта, ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»», г. Екатеринбург
Р. С. Чекотин аспирант кафедры автомобильного транспорта, ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»», г. Екатеринбург

Обоснована системная проблема профессиональной подготовки водителей в России, связанная с несформированностью навыка восприятия и предвидения рисков возникновения дорожнотранспортных происшествий. На основе анализа, адаптации и расширения зарубежных методик Hazard perception разработана российская методика оценки и обучения восприятию и предвидению рисков дорожно-транспортных происшествий. Статья содержит частичное представление результатов тестирования водителей на наличие навыка предвидения рисков дорожного движения. Сегодня основной упор при обучении водителей делается только на заучивание правил дорожного движения и отработку навыков вождения без учета прогнозирования, предвидения опасных ситуаций. В статье поднят вопрос о необходимости пересмотра имеющихся программ для внедрения в систему подготовки водителей нового блока для отработки навыков по восприятию и предвидению рисков, возникающих в процессе движения транспортных средств.

Литература:

1. Иванов И. И., Макаев Д. В. Удаленный контроль состояния водителя как средство повышения безопасности перевозок // Организационный комитет. — 2016.

2. Коваленко В. В. Некоторые аспекты организации обучения курсантов ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России» по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории В // Вестник Пермского института ФСИН России. — 2015. — № 4.

3. Хайруллина Л. Б., Антонов А. М., Атланов С. П. Проблемы качества обучения водителей транспортных средств оказанию первой помощи // Вестник НЦБЖД. — 2016. — № 1.

4. Чибаков А. С., Крылов Д. А. Формирование умений принимать решения у кандидатов в водители автомобиля при изучении правил дорожного движения // Перспективы науки. — 2016. — № 8.

5. Чибаков А. С., Крылов Д. А., Комелина В. А. Реализация программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств на основе интенсивного обучения // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12-4.

6. Бебинов С. Е. Формирование стиля управления автомобилем у юношей на разных этапах обучения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2016. — № 4 (40).

7. Ильина И. Е. Использование автотренажеров в обучении водителей категории В / И. Е. Ильина и др. // Мир транспорта и технологических машин. — 2013. — № 1.

8. Ковалев В. В., Вербилов А. Ф. Современные автотренажерные системы по обучению практическому вождению транспортных средств категории В // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2014. — № 2.

9. Лянденбурский В. В. Тренажер для обучения курсантов вождению автомобиля и контроля корректирующих действий инструктора / В. В. Лянденбурский и др. // Науковедение: интернет-журнал. — 2014. — № 4 (23).

10. Ильина И. Е. Формирование навыков управления автомобилем на автотренажере // Науковедение: интернет-журнал. — 2014. — № 5 (24).

11. Deery H. A. Hazard and risk perception among young novice drivers // Journal of safety research. — 2000. — Vol. 30. — № 4.

12. Borowsky A. Age, skill, and hazard perception in driving / A. Borowsky, D. Shi nar, T. Oron-Gilad T // Accident Analysis & Prevention. — 2010. — Vol. 42. — № 4.

В России, как и во всем мире, сохраняется высокий уровень смертности по причине дорожно-транспортных и других техногенных аварий. В процессе человекомашинного взаимодействия человек выступает как управляющий элемент, но при этом он не является определяющим фактором, выбирающим правильное решение в той или иной ситуации. Чаще всего, наоборот, именно человек в системе «человек — машина — среда» является причиной аварийных ситуаций и катастроф. В большинстве случаев водитель взаимодействует с автомобилем в постоянно изменчивой среде, где вероятность возникновения нештатной ситуации (риска) возрастает, поэтому от надежности водителя, в которую входит умение определять и прогнозировать возможные риски, зависит успешность его профессиональной деятельности.

По статистике, от 70 до 90 % дорожно-транспортных происшествий происходят по вине водителя, в связи с чем его мастерству и подготовке должно уделяться значительное внимание [1]. Вопросами повышения качества и эффективности реализации программ профессионального обучения и подготовки водителей, а также организацией самого процесса обучения занимаются многие отечественные авторы, такие как Коваленко В. В., Хайруллина Л. Б., Антонов А. М., Атланов С. П. [2, 3].

Рассмотрением различных методов эффективного формирования у водителей навыков и умений принимать правильные и своевременные решения в соответствии с дорожной ситуацией на дороге занимаются Чибаков А. С., Крылов Д. А., Комелина В. А. [4, 5]. В своих трудах авторы приводят различные примеры реализации разнообразных методов обучения водителей: анализ мультимедийных материалов, использование учебных алгоритмов принятия решения в разнообразных ситуациях, а также применение вариативных заданий и тестов для проверки знаний и умений.

Вопросами рассмотрения водителя в системе «человек — машина» для анализа формирования стиля управления транспортным средством на разных этапах обучения занимается Бебинов С. Е. В своих исследованиях автор позиционирует водителя в роли оператора, который взаимодействует со сложной машиной в динамической системе ВАДС (водитель — автомобиль — дорога — среда) с выделением периодов формирования схожего стиля и развития индивидуальных особенностей управления транспортным средством [6].

Для Цитирования:
Н. О. Вербицкая, Р. С. Чекотин, Методика обучения предвидению рисков дорожного движения в системе профессиональной подготовки водителей России. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: