Наставничество в медицине давно зарекомендовало себя как важный инструмент для подготовки молодых специалистов. Наставничество в широком смысле — это обучение на рабочем месте, консультирование, а также оценка нового сотрудника более опытным специалистом [1].
Для медицинских сестер, которые оказывают непосредственную помощь пациентам и выполняют широкий спектр задач, поддержка и руководство опытных коллег имеют особое значение [2].
Переход от теоретического обучения к практической деятельности для молодых специалистов может быть сложным, особенно учитывая необходимость принятия решений в условиях стресса и высокого темпа работы. Наставник, обладающий опытом и глубокими знаниями, помогает новичкам адаптироваться к требованиям профессии, формирует их уверенность в своих силах и навыках, обеспечивая тем самым поддержание высокого уровня медицинского обслуживания и развитие профессиональных навыков [3].
Для успешного внедрения наставничества необходимо учитывать особенности конкретного учреждения, доступные ресурсы и потребности молодого персонала. Эффективное наставничество требует планирования, регулярного взаимодействия и открытости к обучению [4].
Преимущества наставничества для всех участников [6, 7]. Наставничество приносит пользу не только молодым медицинским сестрам, но и самим наставникам, а также всей медицинской организации.
Молодые специалисты получают необходимые знания и навыки, процесс общения с наставником и выполнение трудовых обязанностей под его «присмотром» дают чувство уверенности, что повышает качество работы, снижает риск профессиональных ошибок.
Для наставников — это возможность продемонстрировать свой опыт, почувствовать себя экспертом, укрепить свои лидерские навыки.
Медицинские организации, активно внедряющие программы наставничества, выигрывают за счет повышения уровня квалификации своего персонала, что напрямую влияет на качество предоставляемых услуг — уменьшается текучесть кадров, молодые специалисты чувствуют себя более уверенно и менее подвержены эмоциональному выгоранию.