По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методика многофакторного ранжирования как инструмент анализа результатов мониторинга высших учебных заведений

В статье рассматриваются возможности использования результатов мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в качестве информационного источника для исследования институциональной структуры высшего образования. Предлагается методология использования данных мониторинга для построения ранжирований и рейтингов российских вузов. Даётся краткое описание опыта использования предложенного подхода.

Литература:

1. Балыхин Г.А. Высшее образование: результаты и перспективы мониторинга эффективности // Профессиональное образование. Столица. — 2016. — № 3. — С. 19– 21.

2. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / Под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2014. — C. 166–199.

3. Карелина И.Г., Соболев А.Б., Сорокин С.О. Мониторинг деятельности образовательных организаций — инициатива системных изменений в высшем образовании. Статья первая // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 6. — С. 37–46.

4. Карелина И.Г., Соболев А.Б., Сорокин С.О. Мониторинг деятельности образовательных организаций — инициатива системных изменений в высшем образовании. Статья вторая // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 7. — С. 55–61.

5. Меликян А.В. Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. — 2014. — № 3. — С. 58–66.

6. Нуриева Л., Киселёв С. Эффективность вузов: что измеряем? // Ректор вуза. — 2016. — № 9. — С. 40–47.

Российскими органами государственной власти с начала XXI в. ведётся работа по оптимизации сети высших учебных заведений. В результате этой работы с 2012 г. организован и запущен ежегодный мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

Данный мониторинг проводится в целях обеспечения реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», а также в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р.

Андрей Борисович Воров, главный специалист отдела исследований и мониторинга развития высшего образования, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)

В 2016 г. мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования проводился на основании приказа Минобрнауки России от 18.03.2016 № 244 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования».

Введение мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования вызвало неоднозначную реакцию вузовских администраций и научно-педагогической общественности. Причинами критического отношения явились как ограниченный набор пороговых значений показателей для оценки эффективности учебных заведений (например, значение среднего балла ЕГЭ абитуриентов не характеризует в целом эффективность многообразной образовательной деятельности вуза), так и не всегда удачные решения по реструктуризации сети высших учебных заведений и их филиалов, принимавшиеся по результатам мониторинга.

Но, несмотря на критику, практически общепризнано, что сформированная система проведения мониторинга и доступность его результатов обеспечили необходимую прозрачность системы высшего образования, повысили внутреннюю дисциплину вузов в ведении статистики и принятие обоснованных управленческих решений [1; 3–6].

Для Цитирования:
Андрей Воров, Методика многофакторного ранжирования как инструмент анализа результатов мониторинга высших учебных заведений. Ректор ВУЗа. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: