Российскими органами государственной власти с начала XXI в. ведётся работа по оптимизации сети высших учебных заведений. В результате этой работы с 2012 г. организован и запущен ежегодный мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.
Данный мониторинг проводится в целях обеспечения реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», а также в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р.
Андрей Борисович Воров, главный специалист отдела исследований и мониторинга развития высшего образования, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)
В 2016 г. мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования проводился на основании приказа Минобрнауки России от 18.03.2016 № 244 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования».
Введение мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования вызвало неоднозначную реакцию вузовских администраций и научно-педагогической общественности. Причинами критического отношения явились как ограниченный набор пороговых значений показателей для оценки эффективности учебных заведений (например, значение среднего балла ЕГЭ абитуриентов не характеризует в целом эффективность многообразной образовательной деятельности вуза), так и не всегда удачные решения по реструктуризации сети высших учебных заведений и их филиалов, принимавшиеся по результатам мониторинга.
Но, несмотря на критику, практически общепризнано, что сформированная система проведения мониторинга и доступность его результатов обеспечили необходимую прозрачность системы высшего образования, повысили внутреннюю дисциплину вузов в ведении статистики и принятие обоснованных управленческих решений [1; 3–6].