По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08

Методика и алгоритм оценки стресса профессиональных спортсменов

Разинкин Сергей Михайлович доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом экспериментальной спортивной медицины, ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва
Фомкин Павел Алексеевич научный сотрудник отдела экспериментальной спортивной медицины, ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва, e-mail: sportvrach@outlook.com
Брагин Михаил Александрович младший научный сотрудник отдела экспериментальной спортивной медицины, ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва
Евтухович Иван Васильевич врач по спортивной медицине, ССК «Адмирал», г. Владивосток

Обоснована необходимость объективной оценки психоэмоционального состояния и стресса в профессиональном спорте. Разработан алгоритм психоэмоционального обследования в процессе медико-биологического сопровождения спортсменов, включающий инструментальную психодиагностику с помощью методов вариабельности сердечного ритма, биоэлектрографии и биоимпедансометрии. Определено психоэмоциональное состояние 24 человек молодежной хоккейной команды, при этом 87,5 % спортсменов находились в состоянии стресса и нуждались в коррекции психоэмоционального состояния.

Литература:

1. Авиационная медицина катастроф. – М., 1994. – 386 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

3. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. – М.: Академия, 2003. – 486 с.

4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

5. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.

6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский спорт, 2012. – 312 с.

7. Загайнов P.M. Психология современного спорта высших достижений. – М.: Советский спорт, 2012. – 292 с.

8. Ильин Е.П. Психология спорта. – М.: Питер, 2008. – 352 с.

9. Клинико-функциональная диагностика, профилактика и реабилитация профессионально обусловленных нарушений и субклинических форм заболеваний у летного состава: практическое руководство по авиационной клинической медицине / А.Н. Ажаев, Р.В. Афанасьев, К.Г. Багаудинов, Г.В. Батищева и др.; под общ. ред. профессора Р.А. Вартбаронова / Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике. – М., 2011.

10. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

11. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

12. Мирошникова Ю.В., Разинкин С.М., Самойлов А.С., Фомкин П.А., Петрова В.В., Киш А.А. Разработка и обоснование унифицированной шкалы уровня оценки функциональных резервов членов сборных команд России // Медицина экстремальных ситуаций. – 2015. – № 4. – С. 38–44.

13. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

14. Петрова Т.В., Васин М.В., Разинкин С.М., Шаньгин О.Г. Влияние гипертермии на некоторые гормональные и иммунные показатели человека // Физиология человека. – 1991. – Т. П. – № 3. – С. 94.

15. Петрова В.В., Фомкин П.А., Михайлова А.А., Корчажкина Н.Б., Петрова М.С., Иванова И.И. Современные подходы к контролю за состоянием организма студентов, активно занимающихся спортом // Реабилитация и санаторно-курортное лечение-2013: материалы конгресса. – 2013. – С. 70.

16. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности; под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 287 с.

17. Разинкин С.М., Толоконин А.О., Семенов Ю.Н. Новые компьютерные технологии в организации и клинической практике центров восстановительной медицины и реабилитации // Новые медицинские технологии. Новое медицинское оборудование. – 2007.– № 5. – М., 2007. – С. 2–24.

18. Разинкин С.М., Гусакова Е.В., Толоконин А.О., Альмяшева М.И., Русенко Н.И., Иноземцева Е.С., Пахомова И.В. Результаты определения информативности методов оценки функциональных резервов при проведении оздоровительной программы // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2007. – № 2. – С. 32–33.

19. Разинкин С.М., Котенко К.В., Петрова В.В., Фомкин П.А., Киш А.А., Нетребина А.П., Петрова М.С., Иванова И.И. Оценка адаптационных возможностей организма профессиональных спортсменов и лиц, активно занимающихся спортом, к экстремальным климатическим условиям с использованием различных методов // Физиотерапевт. – 2013. – № 4. – С. 28–39.

20. Разинкин С.М., Самойлов А.С., Фомкин П.А., Петрова В.В., Киш А.А., Артамонова И.А. Методологический подход к оценке функциональных резервов спортсменов циклических видов спорта // Спортивная медицина: наука и практика. – 2016. – № 1. – С. 26–34.

21. Разумов А.Н., Разинкин С.М. История формирования Концепции охраны здоровья здоровых и некоторые принципиальные ее аспекты // Каталог-справочник Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины, т. 1. – М., 2003. – С. 42–46.

22. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрах – М», 2000. – 672 с.

23. Рогалева Л.Н., Малкин В.Ф. Спорт – это психология. – М.: Спорт, 2015. – 330 с.

24. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 6. – С. 2–4.

25. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте. – М.: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2011. – 150 с.

26. Самойлов А.С., Разинкин С.М., Петрова В.В., Фомкин П.А., Выходец Е.Т. Методологические аспекты оценки эффективности технологий спортивной медицины // Медицина экстремальных ситуаций. – 2015. – № 4. – С. 45–55.

27. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М.: ИПП-ИСП, 2000. – 512 с.

28. Уйба В.В., Мирошникова Ю.В., Разинкин С.М., Самойлов А.С., Петрова В.В., Фомкин П.А., Богомолова М.М. Обоснование системы физиолого-гигиенического обеспечения адаптации спортсменов сборных команд России к условиям Рио-де-Жанейро // Медицина экстремальных ситуаций. – 2015. – № 4. – С. 8–21.

29. Фомкин П.А., Шпаков А.В., Разинкин С.М., Петрова В.В. Банк данных психоэмоциональной коррекции состояния спортсмена // Актуальные вопросы спортивной медицины и медицинской реабилитации: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. – 2013. – С. 178–180.

Стресс (от англ., stress – давление, нажим, напряжение) – состояние психологического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных (экстремальных) условиях [1, 4, 9, 11, 21, 27]. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу определения уровня стресса важной и неотъемлемой частью системы медико-биологического сопровождения лиц экстремальных профессий, и, в частности, спорта высших достижений, направленной на повышение их адаптационных и функциональных резервов [5, 6, 8, 11, 12, 20].

На данный момент в науке и практике используется большое количество методов определения уровня стресса, как с помощью специализированных психологических тестов (цветовой тест Люшера, опросник Спилбергера по оценке тревожности, тест Самочувствия Активности Настроения и др.), так и психофизиологические методы по оценке когнитивных функций головного мозга (простая и сложная зрительно-моторные реакции, критическая частота слияния мельканий и множество других) [2, 3, 11, 13,17, 24].

Основной недостаток подобных методов заключается в том, что на результат того или иного тестирования влияет мотивация человека, проходящего тест. Если человек проходит тестирование принужденно (ежегодное медицинское обследование), то его мотивация будет крайне низка и результаты окажутся недостоверными, точно так же, как если бы тот же человек имел высокий уровень мотивации на прохождение данного теста (при приеме на работу) [7, 15, 18, 22, 28]. Также сильное влияние оказывает окружающая среда (температура помещения, климато-геграфическое положение и т.п.) [14, 19, 20, 22, 26].

С целью нивелировать подобные помехи и объективизировать оценку состояния стресса в помощь стандартному врачебному осмотру нами были отобраны инструментальные диагностические методы, не зависящие от воли и мотивации человека: вариабельность сердечного ритма, биоимпедансометрия и биоэлектрография. Каждый из этих методов способен дать однозначный ответ на следующие вопросы: «Находится ли человек в данный момент в состоянии психоэмоционального напряжения?», «Какова степень психоэмоционального напряжения (незначительное, значительное, стресс)?», «Какова природа психоэмоционального напряжения?».

Для Цитирования:
Разинкин Сергей Михайлович, Фомкин Павел Алексеевич, Брагин Михаил Александрович, Евтухович Иван Васильевич, Методика и алгоритм оценки стресса профессиональных спортсменов. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: