Стресс (от англ., stress – давление, нажим, напряжение) – состояние психологического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных (экстремальных) условиях [1, 4, 9, 11, 21, 27]. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу определения уровня стресса важной и неотъемлемой частью системы медико-биологического сопровождения лиц экстремальных профессий, и, в частности, спорта высших достижений, направленной на повышение их адаптационных и функциональных резервов [5, 6, 8, 11, 12, 20].
На данный момент в науке и практике используется большое количество методов определения уровня стресса, как с помощью специализированных психологических тестов (цветовой тест Люшера, опросник Спилбергера по оценке тревожности, тест Самочувствия Активности Настроения и др.), так и психофизиологические методы по оценке когнитивных функций головного мозга (простая и сложная зрительно-моторные реакции, критическая частота слияния мельканий и множество других) [2, 3, 11, 13,17, 24].
Основной недостаток подобных методов заключается в том, что на результат того или иного тестирования влияет мотивация человека, проходящего тест. Если человек проходит тестирование принужденно (ежегодное медицинское обследование), то его мотивация будет крайне низка и результаты окажутся недостоверными, точно так же, как если бы тот же человек имел высокий уровень мотивации на прохождение данного теста (при приеме на работу) [7, 15, 18, 22, 28]. Также сильное влияние оказывает окружающая среда (температура помещения, климато-геграфическое положение и т.п.) [14, 19, 20, 22, 26].
С целью нивелировать подобные помехи и объективизировать оценку состояния стресса в помощь стандартному врачебному осмотру нами были отобраны инструментальные диагностические методы, не зависящие от воли и мотивации человека: вариабельность сердечного ритма, биоимпедансометрия и биоэлектрография. Каждый из этих методов способен дать однозначный ответ на следующие вопросы: «Находится ли человек в данный момент в состоянии психоэмоционального напряжения?», «Какова степень психоэмоционального напряжения (незначительное, значительное, стресс)?», «Какова природа психоэмоционального напряжения?».