В статье рассматриваются методики диагностирования топливной аппаратуры (ТА) дизелей на основе комплексного оперативного воздействия, при котором не требуется демонтаж и использование стационарного стендового оборудования.
Предлагаемые методики и диагностическое оборудование для их реализации определяются типом используемой на дизеле ТА. При использовании ТА: топливный насос высокого давления (ТНВД) — топливопровод — форсунка, принцип диагностирования основывается на преобразовании микродеформаций топливопровода, возникающих при создании импульса высокого давления (ИВД), в электрический сигнал с помощью пьезоэлектрического датчика (прямой пьезоэффект). Получаемая осциллограмма однозначно отражает динамику изменения давления в процессе топливоподачи и дает возможность оценить состояние топливной аппаратуры (иглы и распылителя форсунки, топливной секции и нагнетательного клапана ТНВД).
Важное отличие предлагаемой методики от используемых ранее заключается в возможности получения и анализа количественных (амплитудных и фазововременных) параметров ИВД на дизеле в нагруженном состоянии, что более достоверно отражает реальные условия его использования. Нагружение дизеля предлагается осуществлять путем вывода ТНВД на номинальную подачу с одновременным кратковременным дросселированием воздуха на впуске. Время дросселирования определяется временем фиксации стоп-кадра осциллограммы ИВД на мониторе ПЭВМ [1, с. 23].
Однако на современных дизелях почти повсеместно применяется ТА типа Common Rail (Common Rail Sistem — CRS), которая позиционируется как перспективная. В данной топливной аппаратуре используются альтернативные способы создания давления и управления впрыскиванием.
Особенности системы Common Rail требуют принципиально другого подхода к ее диагностированию. Так, как CRS — это электронно-управляемая система, то при ее диагностировании используются комплексные методы, сочетающие системное и моторное диагностирование.
Разработанные методики диагностирования имеют общую методологию, основывающуюся на том, что их выполнение не требует в большинстве случаев демонтажа приборов топливной аппаратуры и использования дорогостоящего стендового оборудования, а реализуется путем измерения и анализа соответствующих параметров.