Статья поступила 23 декабря 2018 года
В условиях высокой нестабильности и неопределенности внешней среды признанная во многих зарубежных странах методика бизнес-анализа становится все более актуальной и значимой для организаций агропромышленного комплекса (АПК), которые хотят успешно конкурировать в сложном рыночном пространстве. Современный опыт мирового хозяйства подсказывает необходимость активного вмешательства непосредственных субъектов рынка в этот процесс. Изменения, произошедшие в экономике России за последние годы, все больше требуют от хозяйственных руководителей умения видеть перспективы, владеть методами бизнес-анализа, принимать обоснованные стратегические решения.
Организации АПК существуют во внешнем окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок с его предложениями и запросами, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организации имеют свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов и т.п.
Бизнес-анализ деятельности организаций АПК проводится по данным годовых отчетов. Современная бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационным инструментом, который постоянно эволюционирует и развивается в направлении своего состава и структуры подачи информации. Обязанность по ее составлению сегодня возникает у любого юридического лица (коммерческого или некоммерческого) и, соответственно, закреплена в российских нормативных документах.
Л.М. Куприянова подчеркивает, что информация, которая содержится в бухгалтерской финансовой отчетности, входит в число важнейших факторов, определяющих не только степень эффективности управления коммерческой организацией, но и уровень результативности ее работы.
Существует достаточное количество источников информативных данных, однако пользователи нуждаются прежде всего в достоверных и надежных сведениях. Отчетность отвечает этим требованиям, так как, согласно требованиям законодательства, она должна быть полной, достоверной, преемственной [1].