По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Методические решения по управлению сверхплановыми объемами медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования

Пирогов Михаил Васильевич доктор экономических наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского, профессор кафедры организации военного здравоохранения Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, консультант Территориального фонда ОМС Московской области, главный редактор журнала «Экономист лечебного учреждения» Издательского дома «Панорама», Тел.: +7 (916) 626-48-82, E-mail: pirogov.57@mail.ru
Дереглазов Владимир Павлович заместитель генерального директора, директор Московской региональной дирекции ОАО «РОСНО-МС»

Резюме. Каждый год все субъекты Российской Федерации формируют плановые объемы медицинской помощи, гарантируемой государством, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Зачастую фактические объемы оказанной помощи превышают эти гарантии. В статье рассматриваются основные методические подходы к формированию плановых объемов медицинской помощи, причины возникновения сверхплановых объемов и возможные варианты управления рисками, связанными с оплатой сверхплановых объемов.

Нормирование и методические основы планирования медицинской помощи по программе ОМС были сформулированы после принятия поправок в Закон о медицинском страховании граждан в России в 1993 г. и оформились в виде нормативного документа в 1998 г. Начиная с 1999 г., территориальные программы субъектов РФ формировались с учетом единых для страны объемных подушевых нормативов, которые были определены в среднем по стационару, дневному стационару и амбулаторно-поликлинической помощи. Скорая медицинская помощь и помощь, оказываемая при социально-значимых заболеваниях (психиатрия, наркология, фтизиатрия и СПИД, а также венерология), финансировались за счет средств региональных бюджетов. Это распределение финансовой ответственности между системой ОМС и бюджетной системой сохранилось и в настоящее время за исключением скорой медицинской помощи, «переведенной» в систему ОМС в 2013 г. В настоящее время в ряде субъектов РФ территориальные программы ОМС «расширены» и туда включены социально-значимые виды помощи (например: Республика Татарстан, Красноярский край, Московская и Калининградская области и т.д.), но при этом финансирование этой части территориальных программ осуществляется строго за счет дополнительных средств региональных бюджетов, направляемых непосредственно в бюджет территориального фонда (трансферт на сверхбазовую программу ОМС).

В 2005 г. дополнительно к подушевым нормативам объемов в рамках постановления Правительства РФ добавились финансовые нормативы. По настоящее время эти нормативы существуют в двух формах:

— Финансовый подушевой норматив на одно застрахованное лицо.

— Финансовый норматив на единицу планового объема (по видам помощи и условиям её оказания).

Эти нормативы пересматриваются ежегодно и включают в себя обязательства системы перед застрахованным по ОМС лицами (гражданами России, подлежащими обязательному медицинскому страхованию и иностранными гражданами, работающими в России). Размер норматива должен финансово обеспечивать все виды ресурсов (расходов) медицинских организаций, выполняющих территориальные программы ОМС, за исключением расходов на приобретение оборудования свыше 100 тыс. руб. и на капитальное строительство и капитальный ремонт.

Для Цитирования:
Пирогов Михаил Васильевич, Дереглазов Владимир Павлович, Методические решения по управлению сверхплановыми объемами медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования. Экономист лечебного учреждения. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: