Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разработаны на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в 10 пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесской Республике).
В документе содержится комплекс мероприятий, направленных в том числе на рост экономического и налогового потенциалов, реализация которых будет способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В целях повышения доходной базы региональных и местных бюджетов органам власти на местах рекомендуется реализовать комплекс следующих мер:
— лучше администрировать свои доходы;
— активнее выявлять потенциальные источники доходов бюджетов;
— принимать меры, способствующие развитию экономики территорий;
— совершенствовать подходы к межбюджетному регулированию.
Меры, которые должны принять местные власти:
— активизация экономического роста и укрепление социальной стабильности;
— расширение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, увеличение поступлений неналоговых доходов;
— повышение поступлений по НДФЛ, налогу на прибыль организаций и акцизов;
— поддержка малого и среднего бизнеса;
— мониторинг налоговой дисциплины получателей средств по государственным (муниципальным) контрактам.
Основным бюджетообразующим налогом региональных и местных бюджетов является НДФЛ. В этой связи рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли).
В качестве критического уровня по зарплате Минфин рекомендует ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня зарплаты по отрасли.
В качестве критериев по определению потенциальных нарушителей могут использоваться следующие показатели: