Значительная часть строительных работ в российской экономике выполняется за счет средств государства. При непосредственном участии коммерческих строительных предприятий на объектах строительства в силу наличия государственных средств порядок размещения заказа, финансирование работ, их приемка и другие вопросы реализуются с соблюдением требований нормативно-правовых документов отраслевых органов управления [4, 5]. Более того, так как выполнение крупных проектов требует значительного количества времени в условиях динамичных процессов деловой активности [6], государству требуется совершенствовать систему регулирования, а бизнесу — приспосабливаться как к условиям рынка, так и к государственной системе управления [7]. Особое место при этом занимает порядок финансирования и определения стоимости работ. Рассмотрим возможные способы повышения эффективности на примере начальной стадии проекта — предынвестиционной.
Особенности определения стоимости объекта капитального строительства (инвестиционного проекта) существуют на каждой стадий его реализации. Предынвестиционная стадия характеризуется неопределенностью внешней и внутренней среды реализации проекта, что приводит к принципиальной невозможности определения стоимости объекта с высокой степенью точности. Инвестор располагает только ориентировочными технико-экономическими показателями объекта (площадь застройки, общая площадь, строительный объем), общими описаниями архитектурных и конструктивных решений и к инженерным системам. Тем не менее определение стоимости объекта необходимо для оценки эффективности инвестиционных затрат и принятия решения о целесообразности инвестирования.
В данной статье предлагается алгоритм формирования стоимости строительства объекта на предынвестиционной стадии. Он включает три этапа:
1-й этап — формирование контура стоимости строительства объекта;
2-й этап — оценка стоимости строительства объекта на основе макета;
3-й этап — уточнение стоимости строительства с учетом новых характеристик и свойств объекта в соответствии с замыслом инвестора.