В условиях специализированного стационара для лечения профессиональных заболеваний в соответствии с теорией менеджмента новые подходы и методы планирования и управления требуют использования более эффективных способов для интеграции ресурсов, определения общих интересов и точек взаимодействия между всеми участниками системы медицинской и фармацевтической помощи. [5,6]
Согласно определению ВОЗ, под фармацевтической помощью понимается «система обеспечения лекарственного лечения, позволяющая достичь результатов, улучшающих качество жизни пациента, при которой фармацевт наравне с врачом берет на себя долю ответственности за здоровье пациента, определенную его действиями и решениями». [1,2,4]
Общеупотребительными для специалистов, занимающихся проблемами медицинской информации, информирования пациентов и взаимодействия с ними, стал термин «комплаенс». Compliance — приверженность к лечению, соблюдение предписанного режима терапии. Кроме терминов «комплаенс» применятся «комплаентность», «нон-комплаенс» - отсутствие комплаенса. [2,3]
Задачей исследования приверженности к лечению шахтеров с ПЗ является изучение факторов, влияющих на пациентский комплаенс и их прогнозирование. Объект исследования при изучении пациентского комплаенса представлен совокупностью шахтеров основных групп профессий (целевое исследование).
Источником информации послужили данные анкетного опроса пациентов с ПЗ находившихся на лечении в областном клиническом центре охраны здоровья шахтеров (г. Ленинск-Кузнецкий) и Центре профпатологии областной клинической больницы. Объем репрезентативной выборки респондентов (п=400) определен на основе формулы случайной бесповторной выборки. Собрано 410 анкет. Материал обработан в программе Statistica 6.1. (лицензированное соглашение B092231FAN3).
Некоторые ученые считают, что «комплаенс» — это процесс от начала лечения до его завершения, который включает три фазы: согласие пациента с планом лечения выполнение плана назначений, прекращение лечения. [1,2,5]