По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616-057; 613.6.027; 622; 615.2

Методические подходы к комплексной оценке и прогнозированию риска нон-комплаенса в системе фармацевтической помощи шахтерам с профессиональными заболеваниями

Семенихин Виктор Андреевич доктор медицинских наук, профессор кафедры профессиональной патологии, руководитель кафедры профессиональной патологии, ГБОУ ВПО КемГМУ, заведующий Центром профессиональной патологии, ГАУЗ КО ОКЦОЗШ, e-mail: viansem@yandex.ru
Петров Андрей Георгиевич кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации, ГБОУ ВПО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России
Петров Георгий Петрович кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, ГБОУ ВПО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России

Определены закономерности соответствия назначения фармтерапии при профессиональных заболеваниях. Предложены методы расчета риска «комплаенса», в зависимости от состояния здоровья, социально-экономических медицинских факторов.

Литература:

1. Анохина В.А., Бикмухаметов Д.А. Проблема приверженности лечению в современной медицине. Практическая медицина / Анохина В.А., Бикмухаметов Д.А. // Ремедиум 2005 № 5. — С. 26–28.

2. Вольская, Е.А. Пациентский комплекс. Обзор тенденций в исследованиях / Е.А. Вольская, А.И. Евдокимов // Ремедиум. — 2013. — № 11. — С. 6–15.

3. Джакубекова А.У., Казымбеков К.Р. Современное состояние проблемы приверженности пациента лечению (обзор). Вестник КГМА им И.К. Ахунбаева, 2012. — № 4. — С. 42–47.

4. Дремова, Н.Б. Фармацевтическая помощь — новое направление профессиональной деятельности провизора / Н.Б. Дремова, А.И. Овод, Э.А. Коржавых // Новая аптека. — 2005. — № 10. — С. 20–28.

5. Петров А. Г. Особенности реализации приверженности пациентов к лечению в системе медицинской и фармацевтической помощи шахтеров от профессиональных заболеваний / А. Г. Петров, В.А. Семенихин, Г.П. Петров // XV Международная научно-практич. конференция «Современные концепции научных исследований», Москва. — 2015. — с. 139–142.

6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Московченко Д.В. Роль эффективных коммуникаций врача и пациента как фактор успешного психологического преодоления болезни/ Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Московченко Д. В // Ремедиум — 2014. — № 10. — С. 6–8.

7. Шиган, Е.Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях / Е.Н. Шиган. — М.: Медицина, 1986. — 155с.

В условиях специализированного стационара для лечения профессиональных заболеваний в соответствии с теорией менеджмента новые подходы и методы планирования и управления требуют использования более эффективных способов для интеграции ресурсов, определения общих интересов и точек взаимодействия между всеми участниками системы медицинской и фармацевтической помощи. [5,6]

Согласно определению ВОЗ, под фармацевтической помощью понимается «система обеспечения лекарственного лечения, позволяющая достичь результатов, улучшающих качество жизни пациента, при которой фармацевт наравне с врачом берет на себя долю ответственности за здоровье пациента, определенную его действиями и решениями». [1,2,4]

Общеупотребительными для специалистов, занимающихся проблемами медицинской информации, информирования пациентов и взаимодействия с ними, стал термин «комплаенс». Compliance — приверженность к лечению, соблюдение предписанного режима терапии. Кроме терминов «комплаенс» применятся «комплаентность», «нон-комплаенс» - отсутствие комплаенса. [2,3]

Задачей исследования приверженности к лечению шахтеров с ПЗ является изучение факторов, влияющих на пациентский комплаенс и их прогнозирование. Объект исследования при изучении пациентского комплаенса представлен совокупностью шахтеров основных групп профессий (целевое исследование).

Источником информации послужили данные анкетного опроса пациентов с ПЗ находившихся на лечении в областном клиническом центре охраны здоровья шахтеров (г. Ленинск-Кузнецкий) и Центре профпатологии областной клинической больницы. Объем репрезентативной выборки респондентов (п=400) определен на основе формулы случайной бесповторной выборки. Собрано 410 анкет. Материал обработан в программе Statistica 6.1. (лицензированное соглашение B092231FAN3).

Некоторые ученые считают, что «комплаенс» — это процесс от начала лечения до его завершения, который включает три фазы: согласие пациента с планом лечения выполнение плана назначений, прекращение лечения. [1,2,5]

Для Цитирования:
Семенихин Виктор Андреевич, Петров Андрей Георгиевич, Петров Георгий Петрович, Методические подходы к комплексной оценке и прогнозированию риска нон-комплаенса в системе фармацевтической помощи шахтерам с профессиональными заболеваниями. Терапевт. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: