По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148 DOI:10.33920/med-17-2108-05

Методические подходы к формированию системы внутреннего контроля в государственных учреждениях

Шахзод Хамракулович Набиев аспирант базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита ГКУ г. Москвы, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, Российская Федерация, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: Shahzod55@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7722-2881
Елена Алексеевна Федченко научный руководитель, д-р экон. наук, заместитель заведующего кафедрой «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49

В данной статье анализируются методические подходы к построению систем внутреннего контроля, оценивается роль отдельных компонентов и формируются рекомендации по повышению эффективности функционирования субъектов внутреннего контроля как универсального характера, так и тех, которые находят практическое применение в деятельности государственных учреждений, организационные механизмы которых нуждаются в существенной трансформации, в основе которой лежит эффективная система внутреннего контроля, позволяющая не только оперативно выявлять нарушения и недостатки, но также своевременно применять меры, направленные на минимизацию их негативных последствий.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

4. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

5. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”».

6. Приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» (с изменениями и дополнениями).

7. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”».

8. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”».

9. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита “Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита”».

10. Приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» (с изменениями и дополнениями).

11. Канкулова М.И., Алфименко С.С. Внутренний контроль в государственном секторе: рекомендации ИНТОСАИ и российская практика // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2018. — № 8. — С. 84–76.

12. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: монография / Т.Ю. Серебрякова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 111 с.

13. Турищева Т.Б. Внутренний контроль как элемент предупреждения нарушений в учете бюджетного учреждения // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8, № 3 (28). — С. 375–377.

14. Janet L. Colbert, Ph.D., CPA, CIA, Paul L. Bowen, Ph.D., CPA. Comparison of Internal Controls: COBIT, SAC, COSO and SAS 55/78 // IS Audit and Control Journal. — 1996. — № IV. — С. 26–35.

15. The Committee of Sponsoring Organizations (of the Treadway Commission) — Комитет спонсорских организаций (комиссия Тредвэя). — http://afdanalyse.ru/news/kratkaja_kharakteristika_modeli_coso_vnutrennego_kontrolja/2016-02-08-345 (дата обращения: 10.11.2019).

16. The Committee of Sponsoring Organization of the Treadway Commission “Internal Control — Integrated Framework: Executive Summary” — 2011, December.

17. The Committee of Sponsoring Organization of the Treadway Commission “Internal Control over Financial Reporting — Guidance for Smaller Public Companies: Executive Summary, Guidance” — 2005, October.

18. The Committee of Sponsoring Organization of the Treadway Commission “Guidance on Monitoring Internal Control Systems” — 2009, January.

19. The committee of Sponsoring Organizations of the Tredway Commission “Enterprise Risk Management — Integrated Framework” — 2004, September.

20. Обзор стандарта COBIT (Control Objectives for Information and related Technology) v. 4.1. Методология, процессы, критерии, внедрение Cobit. — https://www.itexpert.ru/rus/biblio/cobit/ (дата обращения: 21.11.2019).

21. Information Systems Audit and Control Association. — http://www.isaca.org/ about-isaca/Pages/default.aspx (дата обращения: 21.11.2019).

22. Доклад «Контроль и аудит систем» — the Institute of Internal Auditors Research Foundation’s Systems Auditability and Control. — http://afdanalyse.ru/news/vnutrennij_kontrol_organizacii_i_voprosy_ocenki_ego_ehffektivnosti/2015-03-06-321 (дата обращения: 21.11.2019).

23. Statement on Auditing Standards (SAS) № 55, № 78: Consideration of Internal Control in a Financial Statement Audit. — https://www.aicpa.org/research/standards/auditattest/sas.html (дата обращения: 21.11.2019).

24. ISA 400 Risk Assessments and Internal Control. — https://wikivisually.com/wiki/ ISA_400_Risk_Assessments_and_Internal_Control (дата обращения: 21.11.2019).

25. International standard on auditing 315: Identifying and assessing the risks of material misstatement through understanding the entity and its environment. — https:// www.accaglobal.com/in/en/student/exam-support-resources/fundamentals-exams-study-resources/f8/technical-articles/isa-315.html (дата обращения: 21.11.2019).

1. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ of 31.07.1998.

2. Federal Law “On Accounting” of 06.12.2011 No. 402-FZ.

3. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 157n of 01.12.2010 “On Approval of the Unified Plan of Accounting Accounts for State Authorities( State Bodies), Local Self-Government Bodies, Management Bodies of State Extra-Budgetary Funds, State Academies of Sciences, State (Municipal) Institutions and Instructions for its Application”.

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 33n dated 25.03.2011 “On Approval of the Instructions on the Procedure for Compiling and Submitting Annual and Quarterly Accounting Statements of State (Municipal) Budgetary and Autonomous Institutions”.

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 256n of December 31, 2016 “On Approval of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations “Conceptual Foundations of Accounting and Reporting of Public Sector Organizations”.

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 356 of 07.09.2016 “On Approval of Methodological Recommendations for the implementation of Internal Financial Control” (as amended).

7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 274n of December 30, 2017 “On Approval of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations “Accounting Policy, Estimates and Errors”.

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 274n of December 30, 2017 “On Approval of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations “Accounting Policy, Estimates and Errors”.

9. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 196n of 21.11.2019 “On Approval of the Federal Standard of Internal Financial Audit “Definitions, Principles and Tasks of Internal Financial Audit”.

10. The order of the Ministry of Finance of Russia from 07.09.2016, No. 356 “On approval of Methodical recommendations for the implementation of internal financial control” (with amendments and additions).

11. Kankulova M.I., Alfimenko S.S. Internal control in the public sector: INTOSAI recommendations and Russian practice // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta-2018-No. 8, pp. 84–76.

12. Serebryakova T.Yu. Risks of the organization and internal economic control: monograph / T.Yu. Serebryakova. — M.: INFRA-M, 2018. — 111 p.

13. Turishcheva T.B. Internal control as an element of preventing violations in the accounting of a budget institution // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie-2019-Vol. 8 No. 3 (28), pp. 375–377.

14. Janet L. Colbert, Ph.D., CPA, CIA, и Paul L. Bowen, Ph.D., CPA. Comparison of Internal Controls: COBIT, SAC, COSO and SAS 55/78 // IS Audit and Control Journal. — 1996. — № IV. — С. 26–35.

15. The Committee of Sponsoring Organizations (of the Treadway Commission) — Комитет спонсорских организаций (комиссия Тредвэя) — http://afdanalyse.ru/news/ kratkaja_kharakteristika_modeli_coso_vnutrennego_kontrolja/2016-02-08-345 (дата обращения 10.11.2019).

16. The Committee of Sponsoring Organization of the Treadway Commission “Internal Control — Integrated Framework: Executive Summary” — 2011, December.

17. The Committee of Sponsoring Organization of the Treadway Commission “Internal Control over Financial Reporting — Guidance for Smaller Public Companies: Executive Summary, Guidance” — 2005, October.

18. The Committee of Sponsoring Organization of the Treadway Commission “Guidance on Monitoring Internal Control Systems” — 2009, January.

19. The committee of Sponsoring Organizations of the Tredway Commission “Enterprise Risk Management — Integrated Framework” — 2004, September.

20. Обзор стандарта COBIT (Control Objectives for Information and related Technology) v. 4.1. Методология, процессы, критерии, внедрение Cobit. — https://www.itexpert. ru/rus/biblio/cobit/ (дата обращения 21.11.2019).

21. Information Systems Audit and Control Association — http://www.isaca.org/ about-isaca/Pages/default.aspx (дата обращения 21.11.2019).

22. Доклад «Контроль и аудит систем» — the Institute of Internal Auditors Research Foundation’s Systems Auditability and Control — http://afdanalyse.ru/news/vnutrennij_kontrol_organizacii_i_voprosy_ocenki_ego_ehffektivnosti/2015-03-06-321 (дата обращения 21.11.2019).

23. Statement on Auditing Standards (SAS) № 55, № 78: Consideration of Internal Control in a Financial Statement Audit — https://www.aicpa.org/research/standards/auditattest/sas.html (дата обращения 21.11.2019).

24. ISA 400 Risk Assessments and Internal Control — https://wikivisually.com/wiki/ ISA_400_Risk_Assessments_and_Internal_Control (дата обращения 21.11.2019).

25. International standard on auditing 315: Identifying and assessing the risks of material misstatement through understanding the entity and its environment — https://www.accaglobal.com/in/en/student/exam-support-resources/fundamentals-exams-study-resources/f8/technical-articles/isa-315.html (дата обращения 21.11.2019).

Для формирования действенного и эффективного механизма внутреннего контроля необходимо рассмотреть сущность, обозначить методологическую базу и провести анализ методических подходов к формированию компонентов систем внутреннего контроля. В основе современных систем внутреннего контроля лежат западные модели внутреннего контроля, на формирование которых в разное время оказали влияние такие документы (стандарты), как COBIT (1996), SAC (1991, 1994), COSO (1992, 1998, 2004), SAS (1988), SAS78 (1995) [14]. Важное влияние на формирование методологии внутреннего контроля оказало опубликование отчета «Внутренний контроль: интегрированный подход» (1992), созданного Комитетом спонсорских организаций (комиссии Тредвэя) (COSO), где были определены и раскрыты компоненты концептуального подхода к системе внутреннего контроля, а также детализированы методические подходы для дальнейшей оценки эффективности функционирования систем и определены направления их совершенствования [15]. Однако при формировании систем внутреннего контроля на локальном уровне компоненты модели COSO требуют определенной корреляции со спецификой деятельности экономических субъектов.

Цель исследования: изучение проблем применения компонентов модели COSO как базовой концепции формирования систем внутреннего контроля для формирования методических подходов, позволяющих обеспечить практическое внедрение механизмов внутреннего контроля и повысить их эффективность.

Задачи исследования: определение состава компонентов системы внутреннего контроля, раскрытие особенностей функционирование отдельных компонентов системы, анализ требований законодательных и локальных актов, регламентирующих процессы внутреннего контроля.

Изучены нормативные акты, а также методические разработки по данной тематике. Проанализированы результаты научных исследований, посвященных различным аспектам внутреннего контроля в современных экономических условиях.

Модель COSO, являющаяся базисом всех современных систем внутреннего контроля, включает в себя определение внутреннего контроля, основной акцент делается именно на роли внутреннего контроля для экономического субъекта как источника эффективных и результативных операций, надежной финансовой отчетности и соответствия всем регламентациям. Модель COSO определяет внутренний контроль как «процесс, который осуществляется высшим представительным лицом организации, учреждения, направленный на деятельность всей организации для достижения поставленных целей» [16].

Для Цитирования:
Шахзод Хамракулович Набиев, Елена Алексеевна Федченко, Методические подходы к формированию системы внутреннего контроля в государственных учреждениях. Бухучет в здравоохранении. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: