По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.137.2

Методические основы оценки конкурентоспособности организации и ее продукции на внешнем рынке

Колпакова Д. С. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина» 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, e-mail: knemchinova-2000@mail.rue-mail: 5179323di@mail.ru
Немчинова Е. Ю. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина» 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, e-mail: knemchinova-2000@mail.ru

На сегодняшний день в рамках современной экономики и развития импортозамещения, каждая организация старается быть конкурентоспособной. Конкурентоспособность продукции организации влияет на ее конкурентоспособность в целом. Значительную роль в повышении эффективности конкурентоспособности организации играет её материально-техническое оснащение, которое проявляется в количестве и качестве использования производственных фондов, применении достижений научно-технического прогресса, определении эффективности производственных мощностей. В статье проанализированы определения конкурентоспособности предприятия, а также выявлены факторы, ее составляющие. Авторами рассмотрены методические основы оценки конкурентоспособности организации и ее продукции, реализация которых позволит проводить анализ влияния разнородных факторов конкурентоспособности с единых позиций.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. 17.02.2021) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.

2. Абдукаримов И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учеб. пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-16-005165-9 [Электронный ресурс]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1002033 (дата обращения: 01.12.2021).

3. Банк В. Р. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 536 с.

4. Вдовин С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: монография.— М.: ИНФРА-М, 2021. — 154 с. — DOI 10.12737/5325. — ISBN 978-5-16-016804-3 [Электронный ресурс]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1238774 (дата обращения: 28.11.2021).

5. Кизогло А. С., Климовских Н. В. Сущность и значение оценки финансового состояния организации. Показатели, характеризующие финансовое состояние // Научный взгляд в будущее. — 2020. — Т. 2. — № 19. — С. 32–35.

6. Климовских Н. В., Артемасова А. Ю. Стратегическое управление в деятельности организации // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы IV Национальной научно-практической конференции. — 2020. — С. 183–187 [Электронный ресурс].

Любой хозяйствующий субъект, который собирается войти или уже вошел на рынок, на первом этапе сталкивается с препятствием в лице других организаций, которые уже функционируют на данном рынке или в отрасли, другими словами— конкурентов. Это вынуждает их подстраивать свою деятельность под параметры и запросы рынка.

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово «конкурентоспособность», применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.

Слово «конкурировать» — «бороться за превосходство или верховенство», «принимать участие», «бороться», «соперничать», «драться», «сражаться», «фехтовать». В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренцией является «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].

Изучив различные подходы к трактовке понятия «конкурентоспособность», в качестве наиболее распространенного можно выделить следующее:

«Конкурентоспособность — способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях».

Кроме того, конкурентоспособность — сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Наравне с теоретическими исследованиями в области конкуренции и конкурентоспособности в экономической литературе постоянно обсуждается проблема оценки конкурентоспособности на практике. Потребность в оценке конкурентоспособности организации и продукции нельзя недооценивать. В условиях рыночной экономики оценка позиций на рынке является необходимым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В связи с этим выделяют следующие цели оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [6]:

Для Цитирования:
Колпакова Д. С., Немчинова Е. Ю., Методические основы оценки конкурентоспособности организации и ее продукции на внешнем рынке. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: