Любой хозяйствующий субъект, который собирается войти или уже вошел на рынок, на первом этапе сталкивается с препятствием в лице других организаций, которые уже функционируют на данном рынке или в отрасли, другими словами— конкурентов. Это вынуждает их подстраивать свою деятельность под параметры и запросы рынка.
Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово «конкурентоспособность», применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.
Слово «конкурировать» — «бороться за превосходство или верховенство», «принимать участие», «бороться», «соперничать», «драться», «сражаться», «фехтовать». В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренцией является «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].
Изучив различные подходы к трактовке понятия «конкурентоспособность», в качестве наиболее распространенного можно выделить следующее:
«Конкурентоспособность — способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях».
Кроме того, конкурентоспособность — сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
Наравне с теоретическими исследованиями в области конкуренции и конкурентоспособности в экономической литературе постоянно обсуждается проблема оценки конкурентоспособности на практике. Потребность в оценке конкурентоспособности организации и продукции нельзя недооценивать. В условиях рыночной экономики оценка позиций на рынке является необходимым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В связи с этим выделяют следующие цели оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [6]: