По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методические аспекты создания модели проектного офиса и организации его работы в строительной фирме

М. С. Гусарова канд. экон. наук, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Д. С. Гусаров магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В статье представлены отдельные аспекты формирования и внедрения офиса управления проектами в деятельность строительной организации. Подробно рассмотрены этапы его формирования, типы организационного взаимодействия участников проектного офиса, такие как матричная организационная структура, представлена авторская схема классификации моделей проектного офиса и описаны рекомендации по его внедрению.

Литература:

1. Перфильев М.С. Формирование проектного офиса для выполнения проектно-изыскательских работ комплексных инфраструктурных объектов капитального строительства на основе декомпозиции работ // Вестник СибАДИ. — 2015. — №5 (45) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-proektnogo-ofisa-dlya-vypolneniyaproektno-izyskatelskih-rabot-kompleksnyh-infrastrukturnyhobektov-kapitalnogo (дата обращения: 12.10.2019).

2. Султанов И.А. Организация офиса управления проектами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/proektnyj-ofis. html (дата обращения: 12.10.2019).

3. Проектный офис: создание и развитие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pmservices.ru/consulting/ proektnyj-ofis-i-proektnyj-komitet (дата обращения: 12.10.2019).

4. Абдыгаппарова С.Б., Адилова А.М. Подходы к определению типов и моделей проектных офисов / С.Б. Абдыгаппарова [и др.] // Вестник университета Туран. — 2015. — №4 (68). — С. 225–229.

5. Фадеев А.А. Создание проектного офиса строительной организации / А.А. Фадеев // Российское предпринимательство. — 2010. — №12 (1). — С. 97–102

6. Иванова С.С., Долганов К.Н. Подходы к созданию структуры офиса проекта строительных организаций / С.С. Иванова [и др.] // Социально-экономическое управление: теория и практика. — 2018. — №1 (32). — С. 99–102.

Проектный офис (офис управления проектами) — это элемент корпоративной системы управления проектами строительной, да и любых других, организации. Он имеет в распоряжении различные методические, нормативные базы информации, касающиеся процессов управления проектами. В документах отражается функционал офиса, его полномочия, имеет место типовая документация, так называемые шаблоны, а также методики и пр. [1]. Основным ресурсом офиса являются квалифицированные специалисты, которые обеспечивают выполнение проекта.

Согласно научным исследованиям, процесс создания проектного офиса является важным шагом перехода строительной организации к управлению проектами, влияющим на качество управления и обеспечивающим единство подходов к управлению проектами и их успешную реализацию.

Формирование проектного офиса и организация его работы осуществляется по правилам общей теории менеджмента, теории организаций и организационного проектирования.

Принципиальная схема формирования проектного офиса представляет собой многоэтапный процесс, заключающий в себе ряд действий экономического порядка, организационного проектирования и создания информационной системы.

В зависимости от назначения проектного офиса и его дальнейшей роли в управлении проектами в теории и на практике выделяют множество его классификаций. Так, известны такие виды офисов, как «методолог», «пул ресурсов», координатор и др. Каким бы образом ни строилась его работа, формирование офиса управления проектами должно осуществляться по определенной схеме.

Первым этапом можно назвать определение целей создания офиса в соответствии с целями бизнеса. Цели выстраиваются в виде декомпозиции задач, групп процессов. Далее осуществляется классификация проектов, выявляются их характеристики и отличительные черты, составляется реестр [2, 3].

Иерархия целей и задач влечет за собой построение организационной структуры офиса управления проектом и ролевой модели управления.

Далее следует второй этап. Построение структуры управления офисом сопровождается разработкой нормативных документов, которые регламентируют его деятельность и взаимодействие внутри и с другими подразделениями организации. Предлагается рассмотреть три основных варианта.

Для Цитирования:
М. С. Гусарова, Д. С. Гусаров, Методические аспекты создания модели проектного офиса и организации его работы в строительной фирме. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: