В ракурсе готовности личности к выполнению профессиональных требований и к приобретению новых компетенций педагогическая деятельность описывается отечественными исследователями с 70-х гг. прошлого века (работы Н. В. Кузьминой [6], В. А. Слатенина [10], В. А. Адольфа [1] и других). В ходе развития научной мысли в готовности постепенно дифференцировалось все больше компонентов — содержательно-деятельностный, мотивационный, коммуникативный, интеллектуальный, методический, результативный, прогностический. Ученые связали ее с опытом и развитостью личностных качеств, знаний, умений и навыков, с состоянием, возникшим как результат процесса подготовки (В. А. Адольф, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и другие), нередко не отличая готовность от способностей. Устоявшимся за это время стало представление методической готовности как части педагогической, но она освещалась недостаточно целостно, с учетом системной организации, единства личности и деятельности в педагогической среде.
Недостаточная исследованность методической готовности как педагогического явления ограничивает возможности ее изучения применительно к условиям инклюзивного образования, что обусловливает необходимость специального научного осмысления данной проблемы в аспекте нашего исследования.
С целью рассмотрения объекта настоящего исследования и выяснения его внутреннего содержания рассмотрим структуру методической готовности преподавателей вуза.
Понятие «методическая готовность» преподавателя требует качественного исследования, особенно в вузовском контексте, так как в научной педагогической литературе оно освещено недостаточно.
В личностной структуре «готовность к методической деятельности» различаются психологический, инструментальный и интеллектуальный компоненты. Психологическая готовность преподавателя предполагает его личностно-мотивационную зрелость, инструментальная готовность позволяет овладевать методическим инструментарием, а интеллектуальная — указывает на развитую креативность, творческий подход к профессиональной методической деятельности. Кроме этого в комплекс базовых компетенций преподавателей включаются общекультурные и основные профессиональные компетенции.