По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.112.4:378.126 DOI:10.33920/pol-01-2009-11

Методическая готовность преподавателя вуза как инструмент развития инклюзивной образовательной среды

Ольга Юрьевна Муллер кандидат педагогических наук, старший преподаватель, бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет», 628412 г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, тел. +79828816145, e-mail: olga_megion@mail.ru

Статья посвящена вопросам организация инклюзивного образовательного процесса в высшем учебном заведении, которое не представляется возможным без формирования методической готовности высокого уровня у всего профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения. Предметом анализа выступает методическая готовность преподавателя вуза к работе в условиях инклюзивного образования. С целью рассмотрения объекта настоящего исследования и выяснения его внутреннего содержания автор рассматривает структуру методической готовности преподавателя вуза в условиях инклюзивного образования.

Литература:

1. Адольф В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. — Красноярск. 2007 — 204 с.

2. Возгова З. В. Деятельностный подход к моделированию региональной системы непрерывного повышения квалификации научнопедагогических работников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва. 2014 — 388 с.

3. Гурьянова И. В. Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного пространства / И. В. Гурьянова, С. Н. Испулова, Е. А. Клещева и др. — Новосибирск: Сибирская академическая книга. 2017 — 132 с.

4. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: БГУ. 1976 — 176 с.

5. Испулова С. Н. Роль курсов повышения квалификации в развитии инклюзивного образования в вузе (на примере ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»). Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры в организациях: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. — Екатеринбург: Ажур. 2020 — 98–101.

6. Ипполитова Н. В. Готовность к педагогической деятельности как психолого-педагогический феномен. Актуальные проблемы непрерывного образования: сб. науч. ст. — Москва; Шадринск: Шадринский дом печати, Каргапольский филиал. 2011 — 170 с.

7. Колосов М. Б. Готовность к деятельности в психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/ doc-1408.html.

8. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика. 1988 — 304 с.

9. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. — Санкт-Петербург; Рыбинск: МААН. 1993 — 54 с.

10. Муллер О. Ю. Развитие методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования: Дис. … канд. пед. наук. — Казань. 2019 — 216 с.

11. Нагуманова А. Д. Подготовка педагогов к внедрению модифицирующих новшеств в образовательный процесс вуза. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011: 5 — 137–146.

12. Оськина М. Н. Подготовка преподавателей технических вузов к методической работе. — Екатеринбург: УрГУПС. 2013 — 104 с.

13. Сластенин В. А. Педагогика: Инновационная деятельность. — Москва: Магистр. 1997 — 224 с.

14. Соловова Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010; 5 — 52–59.

15. Cоловова Н. В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: Автореф. дис…. д-ра пед. наук. — Самара. 2012 — 54 с.

16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

1. Adolf, V. A. Innovative activity of a teacher in the process of his professional formation: monograph / V. A. Adolf, N. F. Ilyina. Krasnoyarsk: 2007. — 204 p.

2. Vozgova, Z. V. Activity approach to modeling the regional system of continuous professional training of scientifi c and pedagogical workers: thesis… PhD in Pedagogy / Z. V. Vozgova. Moscow, 2014. — 388 p.

3. Guryanova, I. V. Complex support of subjects of the inclusive educational space / I. V. Guryanova, S. N. Ispulova, E. A. Klescheva, etc. — Novosibirsk: Publishing house Association of Researchers «Siberian Academic Book», 2017. — 132 p.

4. Dyachenko, M. I. Psychological problems of readiness for activity / M. I. Dyachenko, L. A. Kandybovich. — Minsk: BSU, 1976. — 176 p.

5. Ispulova, S. N. The role of the professional training courses in the development of inclusive education in higher education (by the example of the FSBEI HE Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov) / S. N. Ispulova // Extrability as a phenomenon of inclusive culture in organizations: materials of the II All-Russian scientifi c and practical conference with international participation. 2020. — Ekaterinburg, Azhur Publishing house, 2020. — Pp. 98–101.

6. Ippolitova, N. V. Readiness for pedagogical activity as a psychological and pedagogical phenomenon / N. V. Ippolitova // Topical problems of continuous education: collection of scientifi c articles — Moscow-Shadrinsk: Publishing house of OGUP «Shadrinsky House of Printing», Kargapolsky branch, 2011–170 p.

7. Kolosov, M. B. Readiness for activity in psychology [Electronic resource] / M. B. Kolosov. — Mode of access: http://www.psychology-online.net/articles/doc1408.html.

8. Kostyuk, G. S. Selected psychological works / G. S. Kostyuk. — M.: Pedagogika, 1988. — 304 p.

9. Kuzmina, N. V. Professionalism of pedagogical activity / N. V. Kuzmina, A. A. Rean. Saint Petersburg, Rybinsk: Maan, 1993. — 54 p.

10. Muller, O. Yu. Development of methodological competence of teachers at higher educational institutions in inclusive education: thesis… PhD Candidate of Pedagogy. — Kazan, 2019. — 216 p.

11. Nagumanova, A. D. Preparation of teachers for the introduction of modifying innovations in the educational process of higher education / A. D. Nagumanova // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011. — № 5. — Pp. 137–146.

12. Oskina, M. N. Preparing teachers of technical higher educational institutions for methodological work / M. N. Oskina. — Ekaterinburg: UrGUPS, 2013. — 104 p.

13. Slastenin, V. A. Pedagogy: Innovative activity / V. A. Slastenin. — Moscow: Publishing house Magistr, 1997. — 224 p.

14. Solovova, N. V. Methodological competence of a teacher at higher educational institutions/ N. V. Solovova // Bulletin Of the Russian State University named after I. Kant. — 2010. — Issue 5. — Pp. 52–59.

15. Solovova, N. V. Management of methodological work of a higher educational institution in the conditions of implementation of innovative methodological tasks: thesis abstract… PhD in Pedagogy. — Samara, 2012. — 54 p.

16. Federal law No. 273-FZ from 29.12.2012 «On education in the Russian Federation» [Electronic resource]. — Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/.

В ракурсе готовности личности к выполнению профессиональных требований и к приобретению новых компетенций педагогическая деятельность описывается отечественными исследователями с 70-х гг. прошлого века (работы Н. В. Кузьминой [6], В. А. Слатенина [10], В. А. Адольфа [1] и других). В ходе развития научной мысли в готовности постепенно дифференцировалось все больше компонентов — содержательно-деятельностный, мотивационный, коммуникативный, интеллектуальный, методический, результативный, прогностический. Ученые связали ее с опытом и развитостью личностных качеств, знаний, умений и навыков, с состоянием, возникшим как результат процесса подготовки (В. А. Адольф, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и другие), нередко не отличая готовность от способностей. Устоявшимся за это время стало представление методической готовности как части педагогической, но она освещалась недостаточно целостно, с учетом системной организации, единства личности и деятельности в педагогической среде.

Недостаточная исследованность методической готовности как педагогического явления ограничивает возможности ее изучения применительно к условиям инклюзивного образования, что обусловливает необходимость специального научного осмысления данной проблемы в аспекте нашего исследования.

С целью рассмотрения объекта настоящего исследования и выяснения его внутреннего содержания рассмотрим структуру методической готовности преподавателей вуза.

Понятие «методическая готовность» преподавателя требует качественного исследования, особенно в вузовском контексте, так как в научной педагогической литературе оно освещено недостаточно.

В личностной структуре «готовность к методической деятельности» различаются психологический, инструментальный и интеллектуальный компоненты. Психологическая готовность преподавателя предполагает его личностно-мотивационную зрелость, инструментальная готовность позволяет овладевать методическим инструментарием, а интеллектуальная — указывает на развитую креативность, творческий подход к профессиональной методической деятельности. Кроме этого в комплекс базовых компетенций преподавателей включаются общекультурные и основные профессиональные компетенции.

Для Цитирования:
Ольга Юрьевна Муллер, Методическая готовность преподавателя вуза как инструмент развития инклюзивной образовательной среды. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: