Задача обеспечить высокую эффективность работы коллектива — одна из ключевых в любом бизнесе. С одной стороны, в кризисный период действенными показывают себя строгие, формальные методы руководства и командообразования, и тогда главную роль играет официальная, жесткая структура распределения ответственности и полномочий. С другой стороны, такие характеристики команды, как сплоченность, энергичность, нацеленность на результат, вытекают из неформальных отношений в рабочей группе. То есть тут необходимо учитывать и симпатии, и антипатии, и проявление солидарности или же разобщенности.
Оба эти подхода посвоему сильны — и жесткий, основанный на четком соблюдении субординации и должностных обязанностей, и мягкий, ориентированный на понимание человеческого фактора и индивидуальных особенностей сотрудников. Безусловно, у этих подходов есть и недостатки. Однако большинство и западных, и российских специалистов в области тимбилдинга утверждают, что для получения максимально идеального результата с точки зрения создания рабочих групп и управления ими полезно комбинировать жесткие и мягкие стратегии управления. И хотя баланс между ними для многих кажется недостижимым, все же он возможен.
Главное, чтобы в существующую структуру организации вносились только такие изменения, которые наилучшим образом подкрепляют неформальные отношения и принятые модели лидерства. Здесь как раз и приходит на помощь метод цифровой социометрии. Он позволяет определить, насколько сильны различия между структурой лидерства, подразумеваемой руководством компании (с учетом должностей сотрудников), и реальной картиной (с учетом человеческих, личных взаимоотношений).
Своего рода прорыв, который позволяет оценить эффективность вносимых в структуру компаний изменений и дать точную картину баланса формальных или неформальных отношений в рабочих группах, совершили ученые-социологи из Гарвардского университета. Алекс Петленд и его команда ученых-практиков не так давно представили результаты собственных многолетних исследований в журнале Harvard Business Review. Материал встретил восторженные отклики специалистов по бизнес-администрированию. Метод, который применяла команда американских ученых, реализован с помощью специальных устройств, которые называются «социометрические цифровые бейджи».