По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.13

Метод оценки скорости движения АТС на маршруте с учетом ровности дорожного покрытия

Ковалев А. М. канд. техн. наук, E-mail: ak-553@yandex.ru
Рябов И. М. д-р техн. наук, проф., ВолгГТУ, г. Волгоград, E-mail: rjabov1603@mail.ru
Данилов С. В. канд. техн. наук, СКГА, г. Черкесск, E-mail: sergey-danilov1@ya.ru

Статья посвящена разработке метода оценки скорости автомобиля на маршруте с учетом ровности дорожного покрытия. Показано, что в РФ неровных участков на автомобильных дорогах общего пользования и федерального значения существенно больше, чем ровных. Отмечено, что информация о показателях международного индекса ровности автомобильных дорог собирается и используется в Федеральном дорожном агентстве «РОСАВТОДОР» для совершенствования разделов обеспечения безопасности дорожного движения в АБДД «Дорога». Рассмотрены конструкции толчкомеров. Наоснове анализа статистических исследований показано, что в Волгограде в 2008–2010 гг. показатели ровности на маршрутах общественного транспорта превышали предельно допустимое значение на 45–94 %.

Литература:

1. Говорущенко Н. Я. Основы теории эксплуатации автомобилей // Вища школа. — 1971.— 232 с.

2. Стрижевский Д. А. Обоснование введения ограничений режима движения автомобильного транспорта на основе оценки показателей ровности дорожного покрытия: дис. … канд. техн. наук. — Волгоград, 2015. — 181 с.

3. ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности. — 2016.

4. Ганзин С. В. Оценка ровности дорожного покрытия на улицах г. Волгограда по условиям обеспечения БДД / С. В. Ганзин, А. В. Дымченко, А. В. Шустов // Прогресс транспортных средств и систем — 2009: матер. междунар. науч.-практ. конф. — Волгоград: ВолгГТУ и др., 2009. — C. 154–155.

5. Ганзин С. В. Динамика изменения показателя ровности дорожного покрытия на улицах города Волгограда / С. В. Ганзин, Ю. Я. Комаров, А. В. Шустов // Материалы XL научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2010 год: сб. тр. науч.-практ. конф. — Ставрополь: ГОУ ВПО «Сев.Кавказ. гос. техн. ун-т», 2011. — C. 118–120.

6. Ганзин С. В. Оценка ровности дорожного покрытия на улицах г. Волгограда по условиям обеспечения БДД / С. В. Ганзин, А. В. Шустов, Д. Д. Шакуров // Проблемы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог Юга Российской Федерации и пути их решения: матер. науч.-техн. конф. — Волгоград: ВолгГАСУ и др., 2009. — C. 90–94.

7. Шустов А. В. Разработка методики выбора конструктивных параметров одноосного прицепа с учетом дорожных условий и активной безопасности малотоннажного автомобильного поезда: Дис. … канд. техн. наук. — Волгоград, 1925. — 161 с.

Увеличение средних скоростей движения автомобилей является одной из основных проблем повышения их производительности и эффективности. На скорость движения влияет много факторов: интенсивность движения; динамичность и техническое состояние автомобилей; продольный профиль; план трассы; квалификация водителя; метеорологические условия; тип и состояние покрытий; степень ровности покрытия различных участков дороги выбранного маршрута, а также уровень ограничения транспортной вибрации (нормы вибронагруженности для пассажиров и виброчувствительных грузов). Анализ указанных факторов показывает, что скорость движения автомобилей можно повысить не только за счет улучшения их эксплуатационных свойств: тягово-скоростных, тормозных, плавности хода, управляемости и устойчивости движения, но и за счет оптимального планирования и организации перевозок, выбора маршрутов с учетом ровности дорожного покрытия. С связи с этим разработка метода оперативной оценки средней технической скорости движения автомобиля на маршруте с учетом ровности дорожного покрытия является актуальной задачей.

Также оперативная оценка средней технической скорости движения автомобилей необходима для определения их потребности по числу и типам при организации массовых перевозок грузов и пассажиров [1]. Особую актуальность такая оценка приобретает при планировании работы автомобилей повышенной проходимости, которые эксплуатируются на дорогах с большим числом неровностей.

К микропрофилю дороги относятся неровности длиной до 25 м, причем мелкие неровности высотой до 1 см и длиной, которая не превышает длину отпечатка шины, называют шероховатостями. Они практически не оказывают влияния на колебания автомобиля из-за поглощающей и сглаживающей способности шин.

Ровность дорожного покрытия оценивают международным индексом ровности IRI (Internation Roughness Index), который основан на моделировании реакции автомобиля, движущегося с определенной скоростью (80 км/ч или другой) по имеющимся на дорожном покрытии неровностям. Он определяется отношением суммарного перемещения подвески автомобиля к расстоянию, преодоленному за время измерений. Установлено, что изменение международного индекса ровности IRI адекватно отражает изменение процесса взаимодействия автомобиля (транспортного потока) и автомобильной дороги. Диаграммы рассчитанных значений IRI по основным магистралям формируются в автоматизированном банке дорожных данных АБДД «ДОРОГА» и используются для определения динамики и прогноза изменения этого показателя по годам.

Для Цитирования:
Ковалев А. М., Рябов И. М., Данилов С. В., Метод оценки скорости движения АТС на маршруте с учетом ровности дорожного покрытия. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: