Увеличение средних скоростей движения автомобилей является одной из основных проблем повышения их производительности и эффективности. На скорость движения влияет много факторов: интенсивность движения; динамичность и техническое состояние автомобилей; продольный профиль; план трассы; квалификация водителя; метеорологические условия; тип и состояние покрытий; степень ровности покрытия различных участков дороги выбранного маршрута, а также уровень ограничения транспортной вибрации (нормы вибронагруженности для пассажиров и виброчувствительных грузов). Анализ указанных факторов показывает, что скорость движения автомобилей можно повысить не только за счет улучшения их эксплуатационных свойств: тягово-скоростных, тормозных, плавности хода, управляемости и устойчивости движения, но и за счет оптимального планирования и организации перевозок, выбора маршрутов с учетом ровности дорожного покрытия. С связи с этим разработка метода оперативной оценки средней технической скорости движения автомобиля на маршруте с учетом ровности дорожного покрытия является актуальной задачей.
Также оперативная оценка средней технической скорости движения автомобилей необходима для определения их потребности по числу и типам при организации массовых перевозок грузов и пассажиров [1]. Особую актуальность такая оценка приобретает при планировании работы автомобилей повышенной проходимости, которые эксплуатируются на дорогах с большим числом неровностей.
К микропрофилю дороги относятся неровности длиной до 25 м, причем мелкие неровности высотой до 1 см и длиной, которая не превышает длину отпечатка шины, называют шероховатостями. Они практически не оказывают влияния на колебания автомобиля из-за поглощающей и сглаживающей способности шин.
Ровность дорожного покрытия оценивают международным индексом ровности IRI (Internation Roughness Index), который основан на моделировании реакции автомобиля, движущегося с определенной скоростью (80 км/ч или другой) по имеющимся на дорожном покрытии неровностям. Он определяется отношением суммарного перемещения подвески автомобиля к расстоянию, преодоленному за время измерений. Установлено, что изменение международного индекса ровности IRI адекватно отражает изменение процесса взаимодействия автомобиля (транспортного потока) и автомобильной дороги. Диаграммы рассчитанных значений IRI по основным магистралям формируются в автоматизированном банке дорожных данных АБДД «ДОРОГА» и используются для определения динамики и прогноза изменения этого показателя по годам.