В транспортно-технологических системах (ТТС) результативность деятельности, ее эффективность и качество определяются, прежде всего, рациональной организацией процессов и правильным выбором элементов логистической цепи. При выборе рациональных элементов ТТС издержки на перевозку, срок доставки будут сокращены, следовательно, прибыль операторов транспортного процесса будет повышаться.
В магистральных автомобильных перевозках ключевым элементом ТТС является подвижной состав, а львиная доля затрат и срока доставки приходится на этап перемещения груза. Для магистральных перевозок правильный выбор подвижного состава приобретает особую актуальность. Статья посвящена объективному решению указанной проблемы с минимальными трудовыми затратами.
Несоответствие парка подвижного состава запросам рынка транспортных услуг приводит к неэффективному использованию подвижного состава. Выбор типа, модели грузового автомобиля для планируемой перевозки зависит от вида и объема партии груза, расстояния и технологии перевозок, дорожных и климатических условий, нормативно-правовых требований к подвижному составу, средств и способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ и др. Так, для международных перевозок подвижной состав должен отвечать действующим международным требованиям по экологичности и безопасности, которые нормируются в соответствии с правилами Европейской экономической комиссии ООН и директивами ЕС. При выборе автотранспортных средств (АТС) со стороны клиентов предъявляются такие требования, как соответствие характеру и структуре грузопотока; объемному весу и партионности груза; условиям эксплуатации; обеспечение рациональной скорости и безопасности движения; обеспечение сохранности и своевременной доставки груза в пункт назначения; удобство погрузки-разгрузки и др.
На основе накопленного практического опыта деятельности автотранспортных предприятий были разработаны методы выбора грузовых автомобилей, суть которых, как правило, сводится к сравнению индивидуальных и комплексных критериев перевозочной деятельности [1–6]. В роли основных показателей эффективности эксплуатации подвижного состава на практике обычно принимают такие интегральные характеристики, как грузовместимость, производительность, эксплуатационная скорость, себестоимость, прибыль, энергоемкость перевозок, срок доставки и др. Кроме названных, при выборе грузового автомобиля широко применяется ряд частных показателей: грузоподъемность, объем кузова, коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, удельный расход топлива, проходимость, маневренность, средняя техническая скорость, время погрузочно-разгрузочные операции, удобство погрузкиразгрузки и др. При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов подвижной состав выбирается, прежде всего, с учетом требуемых весогабаритных, тягово-скоростных и динамических характеристик.