По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Метод оценки грузового автомобиля по критериям экономической эффективности, качества и конкурентоспособности с целью выбора

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация. E-mail: faskhiev@mail.ru

Разработан метод сравнительной оценки с целью выбора грузовых автомобилей по трем критериям: экономической эффективности за период эксплуатации, уровню качества, конкурентоспособности. Используемые при расчете этих критериев показатели качества определяются для всего жизненного цикла автомобилей с учетом их изменения по мере старения. Метод позволяет выбрать экономический эффективный, конкурентоспособный грузовой автомобиль. Практическое применение предложенного метода показано на примере выбора подвижного состава для международных автомобильных перевозок.

Литература:

1. Ванчукевич В. Ф., Седюкевич В. Н., Холупов В. С. Грузовые автомобильные перевозки. Мн.: Высшая школа, 1989. 272 с.

2. Великанов Д.П. Эффективность автомобиля. М.: Транспорт, 1969. 240 с.

3. Фасхиев Х. А., Баязитов Р.Б. Оценка и выбор подвижного состава автомобильного транспорта. Уфа: Изд-во «Фобос», 2021. 466 с.

4. Фасхиев Х. А., Нуретдинов Д.И. Экономическая эффективность, качество и конкурентоспособность транспортных средств. Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2009. 152 с.

5. Фасхиев Х. А. Выбор коммерческих автомобилей в целях повышения эффективности эксплуатации парка. М.: ИНФРА-М, 2024. 292 с.

6. Хлевной И. И. Грузовые автомобильные перевозки. СПб: Изд-во СПбГАСУ, 2003. 354 с.

7. Горев А. Э. Грузовые автомобильные перевозки. М.: Академия, 2008. 288 с.

8. Фасхиев Х. А. Оценка экономической эффективности качества и конкурентоспособности изделий // Вестник машиностроения. 2000. № 10. С. 59–68.

9. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В. Методика оценки качества автомобилей // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. С. 86–98.

10.Методические рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов / Рук. авт. кол.: В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. М.: ОАО НПО «Изд-во «Экономика», 2000. 421 с.

11.Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики РФ 16 апреля 1996 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10606/ (дата обращения: 12.06.2025).

В транспортно-технологических системах (ТТС) результативность деятельности, ее эффективность и качество определяются, прежде всего, рациональной организацией процессов и правильным выбором элементов логистической цепи. При выборе рациональных элементов ТТС издержки на перевозку, срок доставки будут сокращены, следовательно, прибыль операторов транспортного процесса будет повышаться.

В магистральных автомобильных перевозках ключевым элементом ТТС является подвижной состав, а львиная доля затрат и срока доставки приходится на этап перемещения груза. Для магистральных перевозок правильный выбор подвижного состава приобретает особую актуальность. Статья посвящена объективному решению указанной проблемы с минимальными трудовыми затратами.

Несоответствие парка подвижного состава запросам рынка транспортных услуг приводит к неэффективному использованию подвижного состава. Выбор типа, модели грузового автомобиля для планируемой перевозки зависит от вида и объема партии груза, расстояния и технологии перевозок, дорожных и климатических условий, нормативно-правовых требований к подвижному составу, средств и способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ и др. Так, для международных перевозок подвижной состав должен отвечать действующим международным требованиям по экологичности и безопасности, которые нормируются в соответствии с правилами Европейской экономической комиссии ООН и директивами ЕС. При выборе автотранспортных средств (АТС) со стороны клиентов предъявляются такие требования, как соответствие характеру и структуре грузопотока; объемному весу и партионности груза; условиям эксплуатации; обеспечение рациональной скорости и безопасности движения; обеспечение сохранности и своевременной доставки груза в пункт назначения; удобство погрузки-разгрузки и др.

На основе накопленного практического опыта деятельности автотранспортных предприятий были разработаны методы выбора грузовых автомобилей, суть которых, как правило, сводится к сравнению индивидуальных и комплексных критериев перевозочной деятельности [1–6]. В роли основных показателей эффективности эксплуатации подвижного состава на практике обычно принимают такие интегральные характеристики, как грузовместимость, производительность, эксплуатационная скорость, себестоимость, прибыль, энергоемкость перевозок, срок доставки и др. Кроме названных, при выборе грузового автомобиля широко применяется ряд частных показателей: грузоподъемность, объем кузова, коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, удельный расход топлива, проходимость, маневренность, средняя техническая скорость, время погрузочно-разгрузочные операции, удобство погрузкиразгрузки и др. При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов подвижной состав выбирается, прежде всего, с учетом требуемых весогабаритных, тягово-скоростных и динамических характеристик.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Метод оценки грузового автомобиля по критериям экономической эффективности, качества и конкурентоспособности с целью выбора. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: