Как известно, работа двигателя внутреннего сгорания сопровождается изменением характеристик моторного масла. По этим данным возможно определить срок замены смазочного материала [1–9]. Одной из причин изменения характеристик моторных масел является автомобильный бензин, попадающий в картер двигателя через зазоры между цилиндрами и поршневыми кольцами. Следствием этого является ускорение окисления масла, снижение эффективности присадок и сокращение срока службы смазочного материала.
Масло при попадании в него бензина подвергается физико-химическим превращениям, снижающим эксплуатационные показатели смазочного материала. Это приводит к большому разбросу измеряемых характеристик, а также к неоднозначной интерпретации влияния бензина на эксплуатационные показатели моторного масла [10]. Проведение своевременного контроля физико-химических свойств моторных масел особенно актуально для двигателей с турбонаддувом и непосредственным впрыском, в которых вероятность чрезмерного накопления бензина в моторном масле является весьма высокой.
Цель данной работы — проверка работоспособности альтернативного метода, позволяющего определить присутствие автомобильного бензина в работавших моторных маслах.
Объекты исследования: пробы работавших моторных масел, образцы свежих масел, изготовленные разными производителями, а также рапсовое масло. Кинематическую вязкость жидкостей определяли капиллярными вискозиметрами ВПЖ-4, плотность — нефтеденсиметрами АНТ-2. Расчет кинематической вязкости проводился по формуле:
υ = C∙τ,
где С — постоянная вискозиметра, мм2/с2;
τ — среднеарифметическое время истечения проб жидкостей, с.
Для получения образцов, содержащих бензин, во все образцы моторных масел микродозатором вносили определённые объёмы топлива. Объём масла составлял 9 мл, объем бензина — от 0,1 до 3 мл. Измерения кинематической вязкости полученных образцов проводили в термостате при 100 °С. При измерении принимали во внимание, что легкие фракции попавшего в масло бензина будут испаряться, а само топливо подвергаться разнообразным физико-химическим превращениям. Учёт такого рода явлений осуществляли, не только проводя измерения повторно, но и увеличивая время воздействия температуры на объект исследования. Измерение считалось завершенным, когда рост вводимого в масло бензина в достаточной степени отчётливо отражал изменение вязкости.