В процессе эксплуатации основные агрегаты энергонасыщенных машин (двигатель, трансмиссия и т. д.) работают, как правило, с большими отклонениями параметров технического состояния от номинальных значений, что приводит к ухудшению техникоэкономических показателей техники. Изменение параметров элементов узлов и агрегатов техники за допускаемое значение ведет как к нарушению работоспособности машины, так и к увеличению эксплуатационных затрат на каждую единицу техники, а при достижении параметра предельного значения приводит к потере работоспособности, то есть отказу и, как следствие, простою техники. В этой связи повышается рост тенденции суммарных энергетических затрат самоходной сельскохозяйственной техники в агропромышленном комплексе [1]. Таким образом, является актуальной задача по оценке определения затрат энергии на выполнение технологической операции энергонасыщенной техники, например трактора, в составе машинно-тракторного агрегата (МТА).
С целью установления затрат энергии при выполнении технологических операций при энергетической оценке тракторов, мобильных сельскохозяйственных машин и агрегатов с приводом от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) согласно ГОСТ Р 52777 определяют следующие показатели [2, 3]:
• часовой расход топлива;
• мощность, потребляемую сельскохозяйственной машиной или стационарным агрегатом;
• удельные энергозатраты;
• тяговое сопротивление навесных, полунавесных и прицепных сельскохозяйственных машин, присоединяемых к трактору.
Установлено, что затраты на топливо при выполнении различных полевых работ (например, вспашки) и оплату труда, техническое обслуживание и ремонт тракторных ДВС остаются практически на одном уровне в процентном соотношении [7]. К тому же, согласно проведенным исследованиям [4], при определении энергетической оценки самоходной сельскохозяйственной техники необходимо также учитывать КПД трансмиссии, которая несет в себе до 8 % механических потерь.
Таким образом, при энергетической оценке самоходных сельскохозяйственных машин в составе МТА целесообразно оценивать такие показатели, которые характеризуют в основном работоспособность всего МТА. Таким интегральным показателем работоспособности является эффективная мощность машины