В процессе выполнения УИРС студенты приобретают такие исследовательские навыки, как постановка цели и задач исследования, определение объекта, предмета и гипотезы исследования. Они учатся обрабатывать информацию в процессе работы со специальной и научной литературой, использовать методы простейшего статистического анализа для получения необходимых результатов, готовить продукт исследования для представления на студенческих научно-практических конференциях, презентациях своей работы на заседаниях предметного кружка. Метод исследовательской деятельности студентов изначально более свободен, практически не регламентирован внешними установками, изначально более гибкий [3].
Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов реализуются в том числе и при использовании метода проектов в процессе внеаудиторной (кружковой) работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов подразумевает детальную разработку проблемы, которая завершается реальным осязаемым практическим результатом [1].
В ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ» на заседаниях кружка «Юный терапевт» студенты работали над различными проектами на тему «Влияние вредных факторов на здоровье человека». Было решено предложить студентам выступить в качестве исследователей и применить метод анкетирования для получения информации об образе жизни человека в современном обществе.
Осуществляя исследовательскую деятельность, проводя медицинское социологическое исследование, студенты следовали следующим этапам:
1) постановка проблемы, формулирование целей и задач;
2) выбор метода сбора данных;
3) собственно сбор данных и их обработка;
4) анализ полученных результатов в соответствии с выдвинутой гипотезой;
5) изложение результатов исследования различными способами в своих проектах [2].
Проводя свое социологическое исследование, студенты исходили из известного положения, что здоровый образ жизни является основой долголетней и плодотворной жизни человека. Они исходили из гипотезы, что наличие вредных факторов определенным образом влияет на состояние здоровья человека. Известно, что социологические данные получают с помощью опроса, который проходит в виде анкетирования или интервьюирования [2]. Для реализации поставленной цели проекта и решения задач студенты под руководством руководителя кружка создали анкету «Изучение образа жизни студента медицинского колледжа», применив на практике сочетание метода проекта и приемов медицинского социологического исследования.