По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 171 DOI:10.33920/nik-01-2107-02

Метафизика движения

Хубулава Григорий Геннадьевич ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера» Министерства здравоохранения РФ, Россия, 196603, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Парковая, д. 64–68, Е-mail: g.hubulawa@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1887-0577

Актуальность. Движение окружает и сопровождает нас повсюду: движутся планеты, время, воды рек, жизнь городов сопровождается движением транспорта по магистралям. Наша собственная жизнь также неотделима от феномена движения, как на микро-, так и на макроуровне, будь то движение и деление атомов вещества и клеток тела, движение и взаимодействие наших тел в пространстве или движение человека к определенной цели, обусловленное намерением и выраженное в поступках, которые сами по себе тоже являются движением воли. Цель: описать и оценить природу феномена движения как в истории философии (от Зенона до Декарта и Бергсона), так и в истории медицины (от Аристотеля и Цельса до современных механизмов, дающих человеку шанс возвратить возможность движения как аспекта полноценного бытия). Методы: методом исследования является не только анализ развития феномена движения в истории философии и науки, но и анализ влияния современных технологий на само понимание природы движения не как физиологического, но как онтологического феномена. Результаты. Античное представление о движении как об обмане чувств, описывающем замкнутое на себя существование объективно неподвижного космоса или являющемся источником и причиной вечно возникающего и разрушающегося бытия, было попыткой мыслителей «зацепиться разумом за бытие», не просто создав картину единого космоса, но и осмыслив его как часть мира человека. Телесное движение и строение человека понимались как часть видимого и умозрительного строения сущего. Мысль Средневековья, понимавшая движение как путь мира и человека к Богу, воспринимала феномен движения как выражение свободной воли и одновременно стремление мира к своему завершению, которое одновременно является и моментом его преображения. Эпоха Возрождения, провозгласившая человека самоцелью существования, тесно связывает физическое движение человека с движением космоса, а видимую природу полагает источником познания Божественной воли. Новое время, теоретически разделившее механику телесного и побуждения души и ума и объявившее человека «биологической машиной», на деле не разрывает взаимосвязь движения души и тела, но, демонстрируя различие в природе этих движений, предвосхитило открытие психосоматики. Наконец, Новейшее время не просто создало классификацию «техник тела», присущих различным стадиям жизни человека и группам людей, описав социокультурный аспект телесности, но и восприняло движение как акт нашего существования и причастности к существованию мира. Заключение. Движение не может пониматься в качестве чисто физиологического акта. В процессе роста, становления, едва научившись ходить, мы сталкиваемся с необходимостью совершать поступки, «вести себя», быть как личное «я» и как часть столкнувшегося с нами движущегося мира. Мира, в котором каждый шаг — событие и поступок, способные определить «ландшафт нашего личного и всеобщего бытия».

Литература:

1. Бенвенист Э. — М.: Универс, 1995. — 456 с.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. — М.: Прогресс, 1987. — 830 с.

2. Бибихин В.В. Мир. — СПб.: Наука, 2007. — 144 с.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. — Т. I. — СПб.: Петрополис, 1997. — 336 с.

4. Пушкин А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том второй. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — С. 249.

5. Погоняйло А.Г. Мышление и созерцание. Материалы к лекциям по истории философии. — СПб.: Наука, СПИФ, 2017. — 581 с.

6. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии: расширение области двухмерных образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей). — 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 72с.

7. Sait Naderi, Varun R. Kshettry, Ilker Gulec, Edward C. Benzel. History of Spine Biomechanics [Электронный ресурс]. — URL: https://clinicalgate.com/history-of-spine-biomechanics/ (дата обращения: 01.01.2018).

8. Аристотель. Физика. Логика. Этика. — Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1056 с.

9. Афонасин Е., Афонасина А. Очерки античной медицины. — СПб., 2017. — 187 с.

10. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. — СПб.: Алетейя, 2002. — 832 с.

11. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М.: Мысль, 1989. — 204 с.

12. Платон. Ион, Протагор и другие диалоги. Слово о сущем. — СПб.: Наука, 2014. — 431 с.

13. Ориген против Цельса: Апология христианства [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apologet/origen/index.php (дата обращения: 01.01.2018).

14. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Лит. комментарий. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.

15. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. Жизнеописание. Мысли и афоризмы. — М.: Эксмо-Пресс. — 160 с.

16. http://metnev.ho.ua/bookpdf_files/walter_pagel_paracelsus.pdf (дата обращения: 01.01.2018).

17. http://tolstoy.ru/creativity/diaries/ (дата обращения: 01.01.2018).

18. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. — М., 1993. — 352 с.

19. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ж.О. Ламетри. Сочинения. — М.: Мысль, 1976. — 169 с.

20. Мосс М. Техники тела // М. Мосс. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. — М., 1996. — 176 с.

21. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.

22. http://journal-discussion.ru/publication.php?id=64 (дата обращения: 01.01.2018).

23. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — СПб.: Ювента; Наука, 1999. — 605 с.

1. Benvenist E. — M.: Univers, 1995. — 456 s.; Fasmer M. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka: V 4 t. — M.: Progress, 1987. — 830 s.

2. Bibikhin V.V. Mir. — SPb.: Nauka, 2007. — 144 s.

3. Reale Dzh., Antiseri D. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashikh dney. I. Antichnost'. — T. I. — SPb.: Petropolis, 1997. — 336 s.

4. Pushkin A.S. Sobraniye sochineniy v pyati tomakh. Tom vtoroy. — M.: Gosudarstvennoye izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1960. — S. 249.

5. Pogonyaylo A.G. Myshleniye i sozertsaniye. Materialy k lektsiyam po istorii filosofii. — SPb.: Nauka, SPIF, 2017. — 581 s.

6. Florenskiy P.A. Mnimosti v geometrii: rasshireniye oblasti dvukhmernykh obrazov geometrii (opyt novogo istolkovaniya mnimostey). Izdaniye vtoroye. — M.: Yeditorial URSS, 2004. — 72 s.

7. Sait Naderi, Varun R. Kshettry, Ilker Gulec, Edward C. Benzel. History of Spine Biomechanics. [Elektronnyy resurs.] URL: https://clinicalgate.com/history-of-spine-biomechanics/ (Data obrashcheniya 01.01.2018).

8. Aristotel'. Fizika. Logika. Etika. — Khar'kov: EKSMO-Press, 1999. — 1056 s.

9. Afonasin Ye., Afonasina A. Ocherki antichnoy meditsiny. — SPb., 2017. — 187 s.

10. Aristotel'. Metafizika. Perevody. Kommentarii. Tolkovaniya. — SPb.: Aleteyya, 2002. — 832 s.

11. Losev A.F. Istoriya antichnoy filosofii v konspektivnom izlozhenii. — M.: Mysl', 1989. — 204 s.

12. Platon. Ion, Protagor i drugiye dialogi. Slovo o sushchem. — SPb.: Nauka, 2014. — 431 s.

13. Origen protiv Tsel'sa: Apologiya khristianstva. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apologet/origen/index.php (Data obrashcheniya 01.01.2018).

14. Anikst A. Tragediya Shekspira «Gamlet»: Lit. kommentariy. — M.: Prosveshcheniye, 1986. — 223 s.

15. Dzhivelegov A. Leonardo da Vinchi. Zhizneopisaniye. Mysli i aforizmy. — M.: EksmoPress. — 160 s.

16. [Elektronnyy resurs.] URL: http://metnev.ho.ua/bookpdf_files/walter_pagel_paracelsus.pdf (Data obrashcheniya 01.01.2018).

17. [Elektronnyy resurs.] URL: http://tolstoy.ru/creativity/diaries/ (Data obrashcheniya 01.01.2018).

18. Mamardashvili M.K. Kartezianskiye razmyshleniya. — M., 1993. — 352 s.

19. Lametri Zh.O. Chelovek-mashina // Lametri Zh.O. Sochineniya. — M.: Mysl', 1976. — 169 s.

20. Moss M. Tekhniki tela // Moss M. Obshchestva. Obmen. Lichnost'. Trudy po sotsial'noy antropologii. — M., 1996. — 176 s.

21. Deloz Zh., Gvattari F. Anti-Edip: Kapitalizm i shizofreniya. — Yekaterinburg: U-Faktoriya, 2007. — 672 s.

22. [Elektronnyy resurs.] URL: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=64 (Data obrashcheniya 01.01.2018).

23. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya. — SPb.: Yuventa; Nauka, 1999. — 605 s.

Статья поступила 07.06.2019

Движение окружает и сопровождает нас повсюду: движутся планеты, время, воды рек, жизнь городов сопровождается движением транспорта по магистралям. Наша собственная жизнь также неотделима от феномена движения, как на микро-, так и на макроуровне, будь то движение и деление атомов вещества и клеток тела, движение и взаимодействие наших тел в пространстве или движение человека к определенной цели, обусловленное намерением и выраженное в поступках, которые сами по себе тоже являются движением воли.

Задаваясь вопросом о метафизике движения, то есть о его неочевидных принципах, роли и значении в нашей жизни, мы ставим перед собой цель нашего исследования: описать и оценить природу феномена движения как в истории философии (от Зенона до Декарта и Локка), так и в истории медицины (от Аристотеля и Цельса до современных механизмов, дающих человеку шанс возвратить возможность движения как аспекта полноценного бытия). Методом исследования является не только анализ развития феномена движения в истории философии и науки, но и анализ влияния современных технологий на само понимание природы движения не как физиологического, но как онтологического феномена.

Но прежде чем ставить перед собой вопрос о природе движения, позволим себе дать определение самому этому термину в рамках методологии исследования. Итак, слово «движение», древнеславянская форма которого «вига», «вратва» (сравните с глаголами «двигаться» и «вращать»), произошло от санскритского корня -vor-, образующего существительное vratta — «круг», а также глагол varata — «вращать». Отсюда: «вертеть, ворочать, поворачивать, ворожить». В европейских языках varata — протоглагол, породивший древнеанглийское vragan — «побуждать, пробуждать» и английское turn — «поворот, поворачивать». Сравните: it's your turn («твоя очередь…») to turn on («включать, заводить»). Латинское vertu от имени Вертумна — бога перемен и греческое κίνηση (киниси, от κίνη — «сменять друг друга», как в слове «кинематограф»). Все это наводит на мысль о сущности движения как вращения, превращения, пробуждения, постоянного оживления и качественной перемены существования чего-либо [1]. Движение — аспект бытия сущностей, предметов и явлений, а также процесс их (взаимо)действия, делающий их существование настоящим, действительным. То есть в онтологическом смысле движение есть акт, действие, «усилие бытия», создающее мир «в том значении этого слова, в котором мы привыкли считать все окружающее нас действительностью» [2].

Для Цитирования:
Хубулава Григорий Геннадьевич, Метафизика движения. Вопросы культурологии. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: