В современном обществе одной из высокотехнологичных отраслей производства является нефтедобывающая промышленность. Несмотря на проведение комплексных инженерно-технологических и санитарно-гигиенических мероприятий, сохраняется негативное влияние на здоровье работающих. Нефть является сложным соединением различных углеводородов с примесью кислородных, органических, сернистых и азотистых соединений. Имеет место комбинированный характер воздействия химического фактора, основным и постоянным компонентом которого является сумма различных углеводородов, которые обладают как прямым, так и опосредованным негативным действием, изменяя метаболические процессы в организме [2, 3]. Большинство ароматических углеводородов обладают непосредственным действием на печень.
Поступление в организм ароматических углеводородов сопровождается образованием агрессивных метаболитов, активирующих перекисное окисление липидов, инициирующих воспалительный процесс, с образованием вазоконстрикторных медиаторов воспаления. Процессы пероксидации клеточных мембран усугубляются анемизацией организма, обусловленной воздействием бензола и его аналогов на эритропоэз; развитием гипоксемии, гипоксии и ишемии внутренних органов [3, 4].
Метаболический синдром (МС) — актуальная проблема медицины труда, так как является предиктором заболеваний, являющихся противопоказанием к продолжению трудовой деятельности, а также снижающих качество жизни трудоспособного населения.
МС играет значимую роль в развитии и прогрессировании не только заболеваний системы кровообращения, но и в 37,5 % случаев — в формировании неалкогольной жировой болезни печени (НАЖГ) [1, 5, 6, 8]. Хорошо известно, что нарастание резистентности периферических тканей к инсулину, играющее особую роль в развитии НАЖГ, у больных МС во многом связано с дисбалансом системы адипокинов — медиаторов, продуцируемых жировой тканью, в частности, лептина и адипонектина, являющихся физиологическими антагонистами [1, 5, 6, 8].
НАЖГ остается нераспознанной на ранних стадиях при проведении периодических медицинских осмотров (ПМО). Полиморфизм клинической картины затрудняет своевременную диагностику. Усугубляет проблему недостаточного владения врачами вопросами, касающихся современных подходов выявления ранних форм поражения гепатобилиарной системы производственными токсикантами.