Сергей ТКАЧЕНКО, глава Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярская края:
Наш муниципальный район расположен в северной части Красноярского края, имеет обширную территорию — 880 тыс. квадратных километров. С севера территория ограничивается Карским и морем Лаптевых. В составе района — арктические архипелаги, такие как Северная земля, а также более 300 островов. Территория района относится к труднодоступной и отдаленной. Населения — чуть более 31 тыс. человек. Таймыр является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера. Их доля — треть от численности населения.
Вблизи северной границы Таймыра проходит трасса Северного морского пути. В городе Дудинке расположен один из крупнейших морских и речных портов Сибири — самый северный международный морской порт в России, единственный в мире ежегодно затапливаемый в период весеннего ледохода. Общая протяженность причалов порта — более 4000 метров. Порт круглогодично связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском.
Хатангский морской торговый порт расположен в селе с одноименным названием и функционирует только в период летней навигации. Морская навигация возможна при освобождении Хатангского залива ото льда.
Диксон — опорный морской порт Северного морского пути. Закрытая глубоководная бухта позволяет круглогодично заходить судам ледокольного флота. С 2008 года порт открыт для иностранных судов. Гавань Диксона укрыта группами островов от любых направлений ветров, это дает возможность для формирования караванов и отстоя судов. Акватория закрытой бухтой не ограничена для прохождения судов.
Таймыр обладает потенциалом экономического роста, обусловленным наличием богатых природных ресурсов. Однако большая часть месторождений расположена в неосвоенных малозаселенных районах. Без развития и модернизации транспортной инфраструктуры выйти на новые темпы освоения добычи полезных ископаемых проблематично.
Развитие Северного морского пути и сопряженной транспортной системы Енисей — Северный морской путь, развитие арктического порта Хатанга, строительство порта на мысе «Танлау», угольного терминала в районе мыса «Чайка», а также создание на Диксоне мультимодального транспортного узла позволит снять транспортные ограничения, сдерживающие сегодня экономическое развитие территории, а также развитие опорных пунктов Севморпути будет способствовать расширению строительства сети дорог, и прежде всего дорог, связывающих участки, где осуществляется добыча природных ресурсов, с транспортными магистралями.