Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, которые образованы с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Посредством перераспределения финансовых ресурсов, которые привлекаются государством, работодателями и самими работниками, осуществляется финансирование страховых случаев по потере работы, старости, болезни, временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Деятельность государственных внебюджетных фондов в первую очередь основывается на положениях Конституции РФ, которая признает право каждого гражданина на социальное обеспечение, а также возлагает на государство обязанность организовывать условия для его осуществления. Вопросы формирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов рассмотрены в трудах ряда ученых [1–7], на которые опирались авторы в исследовании.
В составе доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов выделяют две группы доходов: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления. В группе безвозмездных поступлений основную долю занимают межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, в частности из федерального бюджета. Существенное влияние на доходную часть государственных внебюджетных фондов оказывает установление пониженных тарифов страховых взносов. В связи с этим возникает необходимость в компенсации бюджетам Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования недополученных доходов за счет средств федерального бюджета. С 2019 года отменяются пониженные тарифы для некоторых категорий плательщиков страховых взносов, в связи с чем снизится объем соответствующего межбюджетного трансферта из федерального бюджета. Прежде всего это касается доходов Фонда социального страхования по соответствующему страховому взносу.
Рассмотрим динамику и структуру предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов из федерального бюджета за 2013–2018 годы (рис. 1). Основной объем межбюджетных трансфертов предавался. Их доля в среднем составляет 96,2%. Сокращение объема межбюджетных трансфертов в плановом периоде не предполагается, однако изменится структура их предоставления: увеличение в 8 раз объема средств федерального бюджета, передаваемого бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020–2021 годах по сравнению с 2018 годом, в частности за счет сокращения межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду.