По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.1 - 08.00.10

Место межбюджетных трансфертов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов

Ванькович Инна Михайловна канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры государственного финансового контроля, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49 ORCID 0000–0003–0917–2952, e-mail: imvankovich@fa.ru
Воронина Наталья Леонидовна студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: n.voronina.00@bk.ru

В статье анализируются динамика и структура доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также изменения объемов межбюджетных трансфертов в доходах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определены резервы наполнения доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов на основе прогнозных показателей.

Литература:

1. Аверин А.Н., Богма К.А., Чеченов Б.Р., Чеченов Х.Р. Государственные социальные расходы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2019. — № 2 (105). — С. 103–106.

2. Баженова В.И., Гришина О.А., Киреева Е.В., Омшанова Э.А., Чалова А.Ю., Слепов В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой. — М., 2019.

3. Иризепова М.Ш., Фирсова П.А. Анализ сопоставимости объемов государственного бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования // NovaInfo.Ru. — 2019. — Т. 1. — № 96. — С. 130–136.

4. Коновалов Н.А., Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных фондов РФ // Синергия наук. — 2019. — № 31. — С. 569–573.

5. Лаптев А.С. Профилактика и противодействие нецелевому расходованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов / В сб.: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 185–190.

6. Моисеев Р.С., Кузьмин И.Г. Сравнительная характеристика моделей построения социального страхования на современном этапе / В сб.: Проблемы взаимодействия науки и общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 47–49.

7. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М., 2019.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, которые образованы с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Посредством перераспределения финансовых ресурсов, которые привлекаются государством, работодателями и самими работниками, осуществляется финансирование страховых случаев по потере работы, старости, болезни, временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Деятельность государственных внебюджетных фондов в первую очередь основывается на положениях Конституции РФ, которая признает право каждого гражданина на социальное обеспечение, а также возлагает на государство обязанность организовывать условия для его осуществления. Вопросы формирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов рассмотрены в трудах ряда ученых [1–7], на которые опирались авторы в исследовании.

В составе доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов выделяют две группы доходов: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления. В группе безвозмездных поступлений основную долю занимают межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, в частности из федерального бюджета. Существенное влияние на доходную часть государственных внебюджетных фондов оказывает установление пониженных тарифов страховых взносов. В связи с этим возникает необходимость в компенсации бюджетам Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования недополученных доходов за счет средств федерального бюджета. С 2019 года отменяются пониженные тарифы для некоторых категорий плательщиков страховых взносов, в связи с чем снизится объем соответствующего межбюджетного трансферта из федерального бюджета. Прежде всего это касается доходов Фонда социального страхования по соответствующему страховому взносу.

Рассмотрим динамику и структуру предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов из федерального бюджета за 2013–2018 годы (рис. 1). Основной объем межбюджетных трансфертов предавался. Их доля в среднем составляет 96,2%. Сокращение объема межбюджетных трансфертов в плановом периоде не предполагается, однако изменится структура их предоставления: увеличение в 8 раз объема средств федерального бюджета, передаваемого бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020–2021 годах по сравнению с 2018 годом, в частности за счет сокращения межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду.

Для Цитирования:
Ванькович Инна Михайловна, Воронина Наталья Леонидовна, Место межбюджетных трансфертов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: