По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339

Место Бельгии в международной торговле: история и современность

Пилоян М. Г. доцент, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург, E-mail: piloyan.m@rambler.ru
Елистратов А. С. канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», E-mail: komsomol.1977@mail.ru

В данной статье соавторами рассмотрена история создания и развития промышленности Бельгии с начала XIX века до наших дней. В работе подробно описаны основные этапы развития таких базовых отраслей бельгийской индустрии, как металлургия, угольная и текстильная промышленность. Новизна статьи заключается в том, что в ней приведены новейшие данные касательно внешней торговли и ВВП Бельгийского королевства, показано ведущее положение этой страны в современной международной торговле. При написании статьи активно применялись исторический и статистико-математический методы научного исследования.

Литература:

1. World GDP per capita Ranking 2021 — StatisticsTimes.com.

2. Les Cockerill, père et fils — Histoire des Belges et de la Belgique — Célébrités (histoiredes-belges.be).

3. L’essor de l’industrie belge depuis 1830 (histoire-des-belges.be).

4. Елистратов А. С. Особенности развития промышленности России в первой половине XIX века // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2020. — № 1. — С.46–48.

5. Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России и СССР. — М.: Наука, 1966.— 514 с.

6. Елистратов А. С. История таможенного тарифа в XIX веке // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2020. — № 8. — С. 41–44.

7. Елистратов А. С. Таможенный тариф в XIX веке: маятник от протекционизма к фритредерству и обратно // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2020. — №S6. — С. 12–18.

8. Елистратов А. С. Пилоян М. Г. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина и его вклад в экономическое развитие России // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2019.— № 12. — С. 73–78.

9. Елистратов А. С. Пилоян М. Г. Егор Франциевич Канкрин: немец на государевой службе в России // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2019. — Т. 4. — №4.— С. 17–20.

10. Patrimoine Industriel Wallonie-Bruxelles — Actualité.

11. Елистратов А. С. Маленькая мастерская мира в бушующем океане международной торговли // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2020. — Т. 4. — №10. — С. 74–78.

12. L’expansion belge depuis 1830 (histoire-des-belges.be).

13. Елистратов А. С. Особенности социально-экономического развития Бельгии на современном этапе // Журнал социологических исследований. — 2020. — Т. 5. — №4.— С. 49–52.

14. Top exporting countries worldwide 2020 | Statista.

15. Гладков И. С. Международная торговля: основные тренды за первые 20 лет XXI века (2001–2020 гг.) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2021. — №2 (30). — С. 16–27.

16. Гладков И. С. Международная торговля — 2020: перемены или перегруппировка // Власть. — 2021. — Т. 29. — № 3. — С. 104–110.

17. Гладков И. С. Внешнеторговые связи Европейского союза: трансформации за первые 20 лет XXI века (2001–2020 гг.) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2021. — № 3 (31). — С. 17–30.

18. Гладков И. С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики// Международная экономика. — 2019. — № 12. — С. 44–50.

19. Гладков И. С., Елистратов А. С. Ведущие экспортеры Европейского союза // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2020. — № 10. — С. 13–17.

20. Горбатенко Е. Ю., Пилоян М. Г. Особенности внешнеторговой политики Нидерландов на современном этапе // Журнал экономических исследований. — 2019. — Т.5.— №5. — С. 48-51.

21. Пилоян М. Г., Соловьев А. М. Позиции развитых стран в системе международных экономических отношений: динамика и прогнозы // Журнал экономических исследований. — 2019. — Т. 5. — № 5. — С. 52–56.

22. Countryeconomy.com.

23. Les exportations belges vont plonger de 92 milliards d’euros en 2020 // L’Echo (lecho.be).

В настоящее время ведущее положение в Европейском союзе занимает одна из стран — основателей ЕС — Бельгийское королевство. По объему валового внутреннего продукта (514,9 млрд долл. США по итогам 2020 г.) она входит в десятку крупнейших стран Евросоюза, занимая 8-е место, уступая Швеции и опережая Австрию и Ирландию. Одновременно Бельгия занимает 8-е место в Евросоюзе по ВВП на душу населения (44,5 тыс. долл. США по итогам 2020 г.), вплотную приближаясь к Германии и уверенно обгоняя Францию и Италию [1, 21]. Как же этому небольшому королевству, площадь которого всего чуть более 30 тыс км2, а население 11,5 млн человек, удалось достичь таких впечатляющих результатов? Причем на фоне происходящего в последнее время замедления мирохозяйственного развития и темпов роста международной торговли [18]. Для этого следует рассмотреть основные этапы становления бельгийской промышленности, начавшиеся 200 лет назад.

Отцом — основателем бельгийской индустрии является английский предприниматель В. Коккериль, который в самом начале XIX века, еще до завоевания Бельгией независимости, организовывает поставки современнейших английских текстильных станков и прядильных машин на континент. Уже в 1807 г. он основывает в Льеже первую фабрику по производству чесальных и прядильных машин для шерсти. Как опытный предприниматель, В. Коккериль быстро оценил ресурсный потенциал бельгийской территории, богатой углем и железной рудой. При его непосредственном участии создается металлургическая промышленность: строятся литейные заводы, кузницы, прокатные станы и механические строительные мастерские. При этом применяются новейшие в то время технологии. Например, на металлургических заводах В. Коккериля появляются разработанные известным инженером Э. Коппе печи, функционирующие на угле [2].

В 1830 г. Бельгия становится независимым государством. К этому времени в стране происходит промышленная революция: на ее территории работают около 400 паровых машин. Удобное географическое положение королевства наряду с богатой полезными ископаемыми территорией как магнит притягивает иностранный капитал. В это время начинается эпоха железнодорожного транспорта. Именно в Бельгии была построена первая на европейском континенте железная дорога на паровой тяге между Брюсселем и Мехеленом. На открытии дороги, которое состоялось в 1835 г., лично присутствовал первый король Бельгии Леопольд I. При этом паровозы, вагоны, рельсы для нужд железной дороги производят на металлургических заводах семьи Коккерилей. Таким образом фактически формируется семейная промышленная империя [2, 3]. Одновременно Бельгия становится центром текстильной промышленности, в частности хлопковой, льняной и шерстяной. При этом на экспорт отправляются не только одежда и ткани, но и оборудование. Особенно большой популярностью бельгийские текстильные станки и прядильные машины пользовались в Российской Империи во время промышленного переворота второй четверти XIX века [3–9].

Для Цитирования:
Пилоян М. Г., Елистратов А. С., Место Бельгии в международной торговле: история и современность. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: